Человеческий мозг

Добрый день, уважаемые читатели блога Прокачай свой мозг. С этой статьи я хочу начать серию статей о нашем головном мозге. Рассказать об интересных фактах и заблуждениях связанных с ним. О его возможностях и поддержке его здоровья. Давайте развиваться вместе.

Развитие мозгаМного ли мы знаем о собственном мозге? Обычно ответ, что это «серое вещество» или «извилины». Я предлагаю немного приоткрыть завесу тайны и познакомиться с некоторыми занимательными фактами, которые помогут лучше понять, что же происходит в нашей голове, как работает этот великий механизм управления организмом.

Итак, головной мозг похож на самостоятельно действующий пункт управления, поделенный на различные зоны, в которых пришедшая извне информация анализируется и на основании этого анализа подаются команды различным органам тела.

Наш мозг состоит из трех крупных частей: большой мозг (состоящий из двух полушарий), мозжечок и мозговой ствол. Широко известное серое вещество, состоящее из нервных клеток, образует  кору. Нервные клетки (нейроны) связаны между собой при помощи белого вещества – особых нервных волокон(аксонов), Они связывают между собой отделы мозга Пучки аксонов образуют нервы, идущие к органам.

Большой мозг – составляет у взрослых примерно 70% общей массы головного мозга. Состоит из двух полушарий, которые в норме симметричны. Между собой они соединяются массивным пучком аксонов, обеспечивающим полноценный обмен информацией между ними. Каждое полушарие состоит из четырех долей: затылочной, теменной, височной и лобной. Кора лобных долей отвечает за регуляцию двигательной активности, а также, вероятно, за планирование и предвидение. Кора теменных долей, расположена позади лобной, здесь находятся корковые зоны телесных ощущений, в том числе чувство осязания и суставно-мышечное чувство. Сбоку к теменной доле примыкает височная, в ней находится первичная слуховая кора, центры речи и ряд высших функций. В задних отделах мозга находится затылочная доля, расположенная над мозжечком; ее кора содержит зоны зрительных ощущений.

Мозжечок отвечает за регуляцию тонких автоматических движений, контролирует положение, туловища, головы и конечностей, то есть отвечает за поддержание равновесия. Согласно последним исследованиям, мозжечок играет существенную роль при формировании двигательных навыков, способствует запоминанию последовательности движений.

Ствол мозга расположен у основания черепа. Он соединяет передний мозг со спинным мозгом. В нем расположены центры, регулирующие дыхание и деятельность сердца в зависимости от внешних обстоятельств. Контролирует кровяное давление, перистальтику желудка и кишечника.

Уже сто лет назад ученым стало ясно, что функции правого и левого полушарий различны. Левое полушарие доминирует при выполнении следующих функций:

-  контроль речи, способности к чтению и письму, запоминание фактов, имен, дат;

-  буквальное понимание слов;

-  аналитическое мышление;

-  последовательная обработка информации;

- распознавание чисел и математических символов;

- контроль за движениями правой половины тела.

Правое полушарие отвечает за выполнение следующих функций:

- обработка невербальной информации (символов и образов);

- ориентация в пространстве;

- узнавание лиц;

- музыкальные способности, а также восприятие музыки;

- художественные способности;

- контроль за движениями левой половины тела;

- а также мечты, фантазии, эмоции, воображение – все это специализация правого полушария.

При рождении вес мозга составляет около 0,3 кг, к 15 годам он увеличивается в среднем до 1,5 кг. Установлено, что и работает интенсивнее мозг именно в возрасте от 15 до 25 лет. А вот после 45 лет — работа мозга начинает ослабевать. Тем не менее, прямой связи между весом мозга и мыслительными способностями не установлено. Так, мозг Оливера Кромвеля весил 2,3 кг, Ивана Тургенева  — 2,012 кг, в то время как Дмитрия Менделеева – 1,571 кг, а Константина Циолковского – всего 1372 кг. К тому же ни объем, ни форма мозга, ни количество и глубина его извилин не дают гарантии гениальности или хотя бы нормальности человека. Значение имеют лишь функциональные связи в мозге.

И именно этот факт является одним из самых воодушевляющих – ведь благодаря этому мы имеем возможность тренировать свой мозг. Ведь обучение способствует созданию новых связей между нейронами мозга, и при этом большая часть мозга занимается обработкой сигналов от рецепторов всех органов чувств. Новые впечатления стимулируют мозг создавать новые ассоциации между различного рода информацией, что способствует появлению новых связей между клетками мозга и активирует ранее неработавшие участки.

В этом — основной принцип нейробики – «Стремитесь к новому».

И в заключение хочу представить Вашему вниманию несколько интересных фактов о головном мозге. Надеюсь, они будут интересны и внесут свой вклад в развитие новых связей в вашем мозге.

  1. Скорость сигналов в нервной системе человека достигает 288 км/ч. К 80-90 годам она снижается на 15 процентов.
  2. Наш мозг не устает от умственной работы. Исследования ученых показали, что состав крови, протекающий через головной мозг, не меняется на протяжении его активной деятельности, не зависимо от ее продолжительности. А вот кровь, которую взяли из вены человека, проработавшего целый день, содержит «токсины утомления». Чувство утомления мозга, по мнению психиатров, обусловлено психическим и эмоциональным состоянием человека.
  3. Мозг потребляет больше всего энергии по сравнению с другими органами. Имея массу, составляющую только 2% от общей массы тела, но потребляет около 20% энергии, которую это тело вырабатывает. Эта энергия поддерживает нормальное функционирование мозга и используется при формировании нервных импульсов.
  4. Известно, что человек не в состоянии пощекотать сам себя. Это связано с тем, что человеческий мозг практически полностью ориентирован на восприятие внешних раздражителей, чтобы не пропустить важные сигналы в потоке ощущений, вызванных действиями самого человека.
  5. Регулярные физические упражнения помогают держать мозг в форме. Занятия спортом повышают количество капилляров в мозгу, что способствует доставке большего количества кислорода и глюкозы клеткам мозга. Бывшие спортсмены с возрастом гораздо реже теряют ментальное здоровье по сравнению с людьми, уделявшими спорту мало времени. Для эффективности физические упражнения должны выполняться не менее 30 минут несколько раз в неделю.
  6. Несмотря на огромное количество нервных окончаний, наш мозг не способен чувствовать боль. Это связано с тем, что в мозге нет болевых рецепторов. Боль может чувствовать оболочка, в которую находится наш мозг. Именно с эти связаны различные типы головной боли, которые мы периодически чувствуем. Все это зависит от природы оболочки и от физиологических особенностей нашего организма.
  7. Человеческий мозг – самый жирный орган нашего тела и состоит из не менее 60% жира.
  8. Человек использует ресурсы своего мозга практически полностью. Существует миф, происхождение которого не совсем ясно, согласно этому мифу мозг работает только на 10% — появился этот миф еще в начале 20-го века как результат нескольких неверных лабораторных опытов. Современные ученые поставили много опытов, которые точно показали, что человек используем ресурсы мозга практически на 100%.

 

Еще несколько интересных статей:

Категории: Развитие мозга

10 ответов
  1. Natabul says:

    Как будто в школу вернулась на урок анатомии. Интересно и замечательно. Освежила знания свои о человеческом мозге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх