Врачи «реанимировали» мозг свиньи. К чему это приведет?

Новый эксперимент породил сложные вопросы о мозге и личности человека. Ученые из Йельского университета утверждают, что в течение 36 часов успешно сохраняли жизнь мозгам обезглавленных свиней. Их исследования привлекли значительное внимание не только из-за своей жуткой методологии, но и к потенциальному отношению для человека. Может ли наш мозг по существу быть поставлен на «жизнеобеспечение», если что-то катастрофическое или фатальное произойдет с нашими телами?

Живой мозг в банке?

Исследование было описано неврологом Йельского университета доктором Ненадом Сестаном, 28 марта на заседании Национального Института Здоровья (NIH) и было опубликовано в Обзоре Технологий MIT. Сестан рассказывал изданию, что он не собирался публиковать свою презентацию.

Согласно Обзору Технологий MIT, Сестан и его команда экспериментировали с свиными мозгами, в количестве от 100 до 200 штук, которые получили со скотобойни. Используя специальный аппарат, известный как BrainEx, они могли циркулировать кислород по всему мозгу с помощью перфузионной жидкости.

Система BrainEx представляет собой замкнутую петлю из трубок и резервуаров, которая нагнетает искусственную кровь, предварительно нагретой до температуры тела в мозге. По словам Сестана, система привела к неожиданному результату возвращения клеток мозга в здоровое состояние, способных к нормальной деятельности.

Техника также, вероятно, будет работать и на других видах, включая приматов. «Это, вероятно, не уникально для свиней», — сказал он во время презентации NIH.

Вопрос, который сразу же затронули многие наблюдатели, заключался в том, что если «ожившие» мозги вернутся к какой-то форме функционирования, будут ли они также сознательными?

Оторванные от тела и лишенные всех органов чувств, проснутся ли они в каком-нибудь непривычном, подвешенном состоянии существования?

Понятие «мозг в банке» является общим для медицинских этиков, ученых и философов, для размышления.

«[Это] справедливый пример основного ядра истинных проблем биоэтики: фрагментация и повторная сборка основных жизненных процессов», — сказал Майкл Х. Шапиро, профессор права и эксперт в области биоэтики и трансплантации органов, в университете Южной Калифорнии.

Очевидно, стремясь успокоить эти страхи, Сестан и его команда утверждали, что у мозгов не было признаков осознания. Это было определено с помощью электроэнцефалограммы (EEG), которая может обнаруживать активность мозговой волны, особенно те, которые указывают на мысли и ощущения.

Что это означает для людей?

Хотя исследования находится на ранних стадиях, их значимость для людей ощутима, хотя, вероятно, не для продления человеческой жизни.

Вместо этого, система BrainEx или одна из них, которая работает для поддержания искусственной деятельности мозга человека, может быть использована для лучшего изучения таких вещей, как болезнь Альцгеймера.

«Это отлично подходит для лечения пациентов и предотвращения смерти и, возможно, для лечения некоторых травм, но не для того, чтобы привести мертвых к жизни или воскресить их», — рассказал Шапиро.

«Это исследование может расширить возможности трансплантации органов и тканей и, возможно, позволить некоторое неврологические улучшения для людей, с пораженным головным мозгом, например, путем вставки органической ткани (включая нейронные стволовые клетки) для восстановления после инсульта или после сотрясений мозга», — продолжил он.

Помимо этих видов практических исследований, Шапиро критически относится к понятию, что мозг может быть сохранен в живых и однажды имплантирован в другие тела, как и любая другая трансплантация органов.

Другие, однако, более охотно спекулируют.

«Это может привести к тому, что вместо людей, говорящих «Заморозь мой мозг», они говорят: «Найди мне тело и присоедини к нему», — рассказал MIT Technology Review, доктор Стив Хайман, директор психиатрических исследований в Большом институте, находящийся в Кембридже, штат Массачусетс.

Но остаются вопросы, как этические, так и философские, о том, может ли мозг просто изыматься и менять тела без серьезных последствий для личности. Некоторые утверждают, что мозг по существу неотделим от тела.

Таким образом, сохранение живого мозга для трансплантации принципиально отличается от, скажем, трансплантации почки, как некоторые люди предполагают сравнивать.

Шапиро объясняет, что личность человека «определяется мозгом».

«Мозг и почка — оба органа, но их нельзя оценивать одинаково, потому что мозг является местом личности и индивидуальной идентичности. Это не просто еще один орган, — сказал Шапиро.

После гипотетической трансплантации мозга, будет ли получатель органа тем же человеком, что и до операции? Или они наоборот, станут донорами через пересаженный мозг?

Что означает «смерть мозга»?

Другая этическая проблема, связанная с работой Сестана, заключается в том, как она потенциально влияет на юридическое определение смерти. Смерть мозга является относительно новым понятием в медицине и праве, и до сих пор в значительной степени варьируется от одной страны к другой.

В отличие от клинической смерти, определяемой остановкой определенных биологических функций, таких как дыхание и сердечный ритм, смерть головного мозга — это состояние, в котором человек может оставаться физически живым, но с небольшими или отсутствующими когнитивными способностями.

Сообщения, такие как новости о Джахи МакМат, 17 летней девочки, мозг которой умер в 2013 году, но, тем не менее, ее тело и некоторые функции организма все еще живы (даже в период полового созревания) благодаря поддержке вентиляторов и подаче по трубкам пищи, вызывают серьезные вопросы об определении смерти мозга.

Работа Сестана может также способствовать дальнейшем слухам, давая надежду некоторым, что мозг и, следовательно, человек, может быть как-то сохранен в живых, даже при отсутствие тела.

Шапиро опровергает такое, по-видимому, поверхностное решение: «Мозги на жизнеобеспечении-это не люди и не живые мозги».

«Мертвый мозг человека не более жив для крови циркулирующей в мозге, чем она для него, потому что вентилятор циркулирует кровь по всему телу для обоих», — сказал Шапиро McMath. «Хотя ткани и органы могут быть полезными (и по этой причине их можно считать «живыми»), человек все еще мертв».