Соперничество сотрудников на работе

Работая над достижением индивидуальных целей, мы чаще всего заводим группу единомышленников, пытающихся достичь аналогичных результатов. Сотрудничество с людьми, которые преследуют соответственные цели, например, в школе, учебной группе, на работе, пытаясь подняться по карьерной лестнице, или в более личных начинаниях, вроде спортивных достижений — чаще всего несет мотивирующий характер. Но некоторые из людей преследующие единую цель, сталкиваются с открытым соперничеством со стороны общей группы, и не стоит удивляться этому явлению, так как это лишь отголоски человеческой природы.

На пути к достижению общей цели люди часто помогают друг другу, зная, как трудно придерживаться графика тренировок или сталкиваться с трудностями в учебе, особенно, во время весеннего обострения.

Но в какой-то момент, коллективное внимание может перенести точку зрения на окружающих людей, которые преследуют схожие цели, заставляя подвергнуть сравнению их работу, результат и возможности с собственными достижениями. Анализ может вызвать устойчивые чувства, которые послужат мотивацией к действию, либо создадут зависимость от ощущения «псевдосоперничества».

Но по мере роста «конкуренции», люди воспринимают своих коллег в виде угрозы для личных целей. В этот момент, акцент с сотрудничества перемещается на выгодное позиционирование собственной фигуры по отношению к другим участникам.

Индивидуальная активность перерастает в соперничество

Чтобы подтвердить признаки эмоционального «псевдосоперничества», я проводил время занимаясь исследовательской деятельностью со Стефани Лин, доцентом в Сингапурском Университете Управления (Singapore Management University), и Ин Чжаном, профессора по маркетингу и поведенческим наукам в Пекинском Университет (Science at Peking University). В рамках нашего проекта, мы разработали эксперименты, которые призывали участников выполнять устные задания в череде творческих игр.

Для победителя заработавшего определенный балл в каждом из заданий, предназначалась подарочная карта. Но для участия требовалось также привлечь на свою сторону партнера, чтобы совместными усилиями выполнить общее задание (распределяя между собой количество баллов).

Рабочие успехи и саботаж

Наша группа обнаружила, что достижение отдельных целей в сотрудничестве с другими людьми, иногда может привести к контрпродуктивному поведению, отражающее негативную реакцию для обоих сторон. Если люди приближаются к конкретной цели, то начинают увеличивать расстояние (отдаляются) между коллегами, тем самым пресекая общую работу. Чувство конкуренции смещает внимание людей с прогресса на вражду с псевдопротивниками, тем самым приводя к саботажу и последующим изменениям в коллективной атмосфере.

В череде экспериментов, когда субъекты отношений приближались к достижению индивидуальных целей, то в большинстве случаев, предпринимали действия которые подрывали старания их партнера. Также, они демонстрировали более отвлеченное поведение, из-за осознания, что находятся в лучшей позиции. Кроме того, они чаще выбирали игры, в которых по их мнению, они смогут добиться большего успеха нежели их партнер, даже если этот выбор означал для общей команды получить заниженный балл.

Описываемые стратегии имеют тенденцию к проявлению и в реальной жизни. Относительная позиция кого-то по отношению к другому человеку определяет, сможет ли он добиться победы. Однако, при работе над индивидуальными целями нет объективного приза, который может быть завоеван в сражениях с псевдооппонентом. В результате, это чувство псевдоконкурса отвлекает людей от достижения реальных личных целей.

Последствия индивидуальных стимулов

Сложно отрицать что сулящая награда мотивируют людей на достижение целей. Люди занимаются физическим трудом, чтобы похудеть; учатся в выходные дни, чтобы получить хорошие оценки; работают сверхурочно на рабочем месте, чтобы заработать дополнительные деньги. Во большинстве случаев, коллективная работа повышает наше стремление к достижению индивидуальных целей, но несмотря на это, существуют предпосылки к личному соперничеству с окружением, устремленном на достижение аналогичных целей.

Но в отличие от положительных стимулов в корпоративной конкуренции, исследования наших участников отражают негативные последствия, которые возникают в стремлении достичь индивидуальных целей. Хотя, их помощь в большинстве случаев положительно влияет на исполнение общего дела, но личное желание преуспеть в собственных достижениях, может привести к негативным последствиям, например к саботажу.

Наше исследование отражает на необходимость дальнейшего изучения межличностных разногласий и понимание путей, исключающих возможность саботажа при достижении общих целей. Например, внедрение индивидуальной статистики на рабочем месте может понизить конкурентоспособность внутри рабочей группы, ведь ущерб нанесенный действия других сотрудников, часто вызывает гнев и недоверие, что сказывает на завершении поставленной задачи.