Новые способы предотвращения школьных издевательств

Систематические международные исследования показали, что издевательства в школе являются распространенной и серьезной проблемой. В ответ на возникновение подобных случаев, учителя и политики цитируют известных исследователей по вопросам травли и насилия, вроде Дэна Олвеуса, — доктора философии из Норвегии. Олвеус определяет школьные издевательства как «повторяющееся негативное и злонамеренное поведение одного или нескольких учеников, направленное против другого ученика, которому трудно защитить себя. Большинство случаев издевательств происходит без каких-либо провокаций со стороны ученика [жертвы]».

В своей книге 1993 года «Буллинг в школе» доктор выделяет несколько характеристик учеников, которые в большинстве случаев становятся хулиганами или жертвами.

Для хулиганов характерны следующие черты характера:

  • потребность доминировать и подчинять других учеников
  • импульсивны и легко раздражимый
  • проявляют частую агрессию по отношению ко взрослым
  • имеют малый порог сочувствия к ученикам, которые становятся жертвой социальных отношений
  • хорошо развиты физически (если хулиганы мужского пола)

Жертвы, по мнению доктора, характеризуются:

  • осторожностью, чувствительностью и спокойствием
  • они в большинстве случае замкнуты и застенчивы
  • часто проявляют тревожность и неуверенность, а также имеют низкую самооценку
  • находятся в депрессивном состоянии, а иногда их посещают суицидальные мысли (гораздо чаще, чем их сверстников)
  • часто у них нет близких друзей, а их отношения со взрослыми, намного лучше чем со сверстниками
  • плохо развиты физически

Описанные выше замечания могут быть как следствием, так и причиной издевательств. Но существует и третья, гораздо меньшая группа учащихся, которая включает в себя общие черты обоих типов (обычно, такие люди имеют различные умственными отклонениями, включая заболевание СДВГ). В любом случае, поведение хулигана всегда вызывает отрицательную реакцию со стороны классных учеников и учителя.

Безусловно, основное место в издевательских отношениях занимают две ключевые фигуры — хулиган и жертва, но остальные лица в классе, также вовлечены в эти групповые механизмы, особенно, если учесть во внимание, что в процессе травли участвуют несколько учеников. Бытует мнение, что хулиганы являются самыми непопулярными мальчиками в школе. Но исследование профессора Университета Дьюк, Филипа Родкина от 2000 года, опровергает эту информацию. Родкин и его коллеги изучили агрессивных мальчиков с 4-го по 6-тые классы, исходя из точки зрения учеников и учителей. Иное заблуждение описывает хулиганов как цикличных и неуверенных в себе людей, которые рассматривают насилии над другими людьми в качестве способа повышение собственной самооценки также не находит поддержки. Используя ряд методов, включая проективные тесты, доктор Олвеус выясняет что большинство хулиганов имеют обычную или высокую самооценку.

Насколько распространены случаи издевательств в учебных заведениях?

Доктор философии Тоня Нансел, вместе со своими коллегами, провела исследование в 2001 году среди 15000 учащихся среди детей 6-10 классов, находящихся на территории США. Результаты показали что 17 процентов учащихся, сообщили что в течении года подвергались издевательствам «иногда» или «часто». Приблизительно, 19 процентов сообщили, что они издевались над другими «иногда» или «часто», а 6 процентов сообщили, что также издевались над другими или становились жертвами травли.

Очевидно, что мальчики чаще выступают в качестве хулиганов, нежели чем девочки, а также чаще проявляют по отношению к девочкам хулиганские выходки. Но физическое запугивание, менее распространено среди девочек, которые обычно используют более косвенные способы агрессии по отношению к своим жертвам, например, распространение слухов и манипулирование дружескими отношениями, которые также наносят вред объекту издевательств, наравне с физическим насилием.

Значимость темы

Исследования, проведенные секретной службой и министерством образования США приняло во внимание 37 школьных преступлений с применением огнестрельного оружия (в том числе случай в школе Колумбайн), отразивших что две третьих учеников-правонарушителей ранее чувствовали в осуществлении издевательств, преследованиях, угрозах или нанесения физических травм другим людям. Хотя большинство случаев травли не приводит к стрельбе за стенами школ, но эмоциональные травмы полученные в следствии этих деяний, останутся с жертвой на долгие годы.

Практическое применение

Исследования доктора Олвеуса привели к разработке многоуровневой, общешкольной «Программы по предотвращению издевательств», предназначенной для снижения и предотвращения случаев травли среди учащихся начальных, средних и младших классов учебного заведения. В рамках правительственной инициативы, программа внедрилась в учебный распорядок норвежских школ, а ее успешный опыт был заимствован в школьные учреждения США. В настоящее время, все большее количество школ в США используют предложенную программу, которая была определена Центром изучения и предотвращения насилия, располагающемся при Университете Колорадо, в качестве одной из одиннадцати основных программ по предупреждению насилия. За 20 лет использования программы, были выделены шесть активных изменений в социальной среде учеников:

  • Значительное снижение случае издевательства среди учащихся, как правило на 30-50 процентов (исходя из сообщений со стороны учеников)
  • Сокращение сообщений о антиобщественном поведении, например, вандализме, воровстве, пьянстве и прогулах
  • Улучшения в «социальном климате» класса, отраженном в отчетах об учащихся, а также повышение уровней порядка и дисциплины, связанными с более позитивными отношениями среди учеников, вносящих вклад в школьную работу
  • Удовлетворенность учащихся от проведенного времени в школьном помещении

Программа предлагает задействовать четыре основных механизма, которые связаны с изменение структуры поощрения:

  • интерес со стороны учащихся, который усиливается со стороны взрослых
  • наложение жестких ограничений на недопустимое поведение
  • неотложное применение санкций (не карательных и не физических), за неприемлемое нарушение правил
  • поведение взрослых должно быть расценено как образец для подражания