Мотивация как предмет исследования Элисон Адкок

Если Элисон Адкок рассказывает людям, о своей исследовательской работе по изучению мозга и волевые усилия, то часто слышит один и тот же вопрос: “Подождите, вы имеете в виду функцию познания?”

Познание — это умственная способность, основанная на цели и воли. Подобно эмоциям, она способна формировать наше восприятие и взаимодействие с окружающим миром, а также фиксировать процесс обучения и запоминания. Ее лаборатория изучает различные виды эмоциональных состояний, в том числе желание и любопытство, которые активируют “мотивированную память” (способность мозга избирательно запоминать и воспроизводить наиболее ценные для человека воспоминания).

Что вас интересует в первую очередь?

Что делает людей любопытными? Что именно побуждает нас исследовать окружающую среду? Почему некоторые из людей более любопытны, нежели другие, и почему любопытство со временем исчезает? Эти вопросы были интересны Адкок с самого начала исследовательской карьеры. Ее родители могут рассказать, что она задавалась этими вопросами с 4-х летнего возраста. Во время своего поступления в колледж, ее стремление изучить вопрос обучения и способность людей менять направление своего внимания в том или ином направление, под действием любопытства, достигло высшей точки.

Какие проблемы вы испытываете, во время изучения мотивации?

Когда мы говорим о мотивации другого человека или существа, то всего лишь предполагаем мотивирующие факторы их поведения в условиях окружающей среды. Люди способны рассказать о собственном мотивационном настрое, — хотя они не являются хорошими журналистами. Идея, что мы можем получить и отобразить результаты мозговой деятельности, которая участвует в формировании мотивации, может принести пользу. Конечные результаты не раскроют истинное отражение мотивации, но выведут надежный и прямой отчет, который не требует прямой интерпретации.

Мозговые сети включают в себя различные области: вентральная тегментальная область (VTA), которая распологается в среднем мозге и вентральном полосатом теле; миндалевидное тело и опорное ядро терминального тяжа (bed nucleus of stria terminalis), — которые могут выступать в качестве отражения мотивации. При взаимодействии с префронтальной корой, гиппокампом и медиальной височной долей, перечисленные системы, формируют аффект, мотивацию и поведенческие реакции. Наши исследователи используют мониторинг оксигенации головного мозга (BOLD) для изучения этих систем мозга, но существуют некоторые нюансы, которые исходят из интерпретации увиденного. Стоит помнить, что полученное изображение отражает мозговую деятельность, поэтому вам не надо полагаться на личный самоотчет или чью-либо догадку, чтобы понять влияние окружающего мира. Также мы стремимся более плотно изучить системы вознаграждения, которые имеют разную ценность в лице разных людей, исходя из результатов их мозговой деятельности.

Расскажите подробнее об этих индивидуальных различиях

Денежные вознаграждения являются хорошим мозговым мотиватором, как и другие стереотипные вещи. Но часть людей проявляет лишь чувство страха или беспокойства на предложенные награды, — они не получают выгоды как остальные от сулящих им наград в процессе обучения. Нам необходимо понять возникновение данных реакций, чтобы использовать их в реальных условиях.

Как вы думаете, ваша работа поможет раскрыть работу памяти?

С давних времен, существует легенда, которая сравнивает мозг с компьютером, объясняя память как производную функцию, способную вести запись окружающего мира и событий вокруг нас. Люди описывают память, как магнитофонную ленту в аудиокассете. Но каждый из нас знает, что некоторые из вещей люди запоминают намного лучше, нежели другие. Этот вопрос был большой загадкой для Элисон? Когнитивная психология приковывает внимание к характеристикам вещей простыми вопросами: «Это запоминается? Это отличается? Это редко?» Эти вопросы могут помочь начать формировать память. Но этот аспект не может быть полным объяснением текущего вопроса. Педагог в равной мере дает образование классу, но одни дети запоминают больше нежели другие, причем воспоминания одних детей хранит в себе совсем другие вещи, нежели воспоминания других.

Работа Адкок предполагает, что мотивационные системы активируют гиппокамп для записи необходимой информации. Это состояние мозга, которое делает нас более восприимчивым к поступающей информации. Мы знаем, один и тот же стимул, может стать поводом для формирования различных типов воспоминаний, даже при совпадении поведенческих требований к поставленной задаче. Но если изменить мотивационное состояние мозга, то можно удивить, что эмоции и мотивация не просто фильтруют память (чтобы выявить что запомнилось, а что осталось без должного внимания), — они также формируют структуру, форму воспоминаний, чтобы усилить поведенческие реакции, во время повторения схожих событий в будущем.

Какие результаты исследований вас больше всего удивили?

Было удивительно, наблюдать за различной реакцией людей на предложенные награды, — некоторые из добровольцев испытывали страх и тревогу, словно мы угрожали им электрическим током, а не денежным вознаграждением, в обмен на прохождение лабиринта. Различия мозговых систем, открывают понимание о индивидуальных различиях в мотивации, которая отражает поведенческие реакции, которые влияют на быстроту обучения.

На данный момент, мы проводим работы в ряде экспериментов, которые предлагают людям активировать мотивационные состояния самостоятельно, — мы просто попросили людей мысленно представить мотивированное состояние, предварительно приведя несколько примеров (например, тренер нахваливает своего ученика за выполнение физической работы), при этом оставив свободу при использовании собственных образов.

Адкок предполагала, что если она попросит людей выполнить это задание, то получит устойчивый результат активации в среднем мозге (в котором находятся скопление дофаминовых нейронов), но их усилия по управлению собственной мозговой системы были тщетны, — лишь у малой части получилось создать взаимодействие с собственным мозгом. Но затем, исследоавтели установли обратную связь, отражающую их реальное усилие, влияющее на активность в среднем мозге. И в течении последующих 20-ти минут, люди смогли активировать систему при помощи электронных приборов, которые показывали их волевые изменения. Результаты проведенной работы выявили два удивительных открытия: первое — люди не способствовали усилению собственной мотивации; второе — использовав обратную связь, предоставленную исследователями, они могли обойтись без внешних стимулов.

В каких областях можно использовать ваши наработки?

В окружающем мире существует большое количество обстоятельств, при которых людям необходимо самомотивация для достижения цели. Можно подумать о этом процессе, как о работе внутренней мотивации, — но она подразумевает получение удовольствия от осуществления деятельности. Этот процесс более целенаправленный и волевой. Возможно, использование этих знаний, ускорит обучение, при этом увеличив уровни любопытства и мотивации, напрямую влияя на деятельность гиппокампа и долгосрочную память. Кроме того, паталогии мотивационной системы, тесно связаны с синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также наркоманией, поэтому существует вероятность, что обучение методам позволяющим производить активацию мозговой системы, пригодиться в качестве альтернативы фармакологических манипуляций при лечении заболеваний. Доктор и психиатра Элисон Адкок, также интересует вопрос о использовании методов при погружении в мотивационное состояние, способное улучшить прогресс при занятиях психотерапии.

В каком направлении вы планируете продолжать работу?

Элисон всегда было интересно, как можно позволить улучшить процесс обучения. Выступая инициатором улучшения психического здоровья людей, она предлагает использовать методы обучения, основанные на поведенческих реакциях, чтобы добиться высоких результатов, так как они более безопасны, нежели лекарственные. Кроме того, ее интерес в области личного развития, подвигает ее исследовательскую группу заняться изучением мотивации и любопытства с большей отдачей, чтобы способствовать прогрессивному обучению.