Чем отличается взлом мозга от осознанности?

Несколько лет назад моя жена рассказала мне забавную историю о очередном посещении занятии по йоге. Когда она направилась к помещению, то столкнулось с агрессивным вождением странного водителя, мчавшегося на спортивной машине. Уступив ему место, она увидела, что воспользовавшись моментом, он быстро сменил полосу движения, промчавшись в миллиметрах от ее машины, чтобы продолжить обгон движущихся автомобилей.

Какого было ее удивление, когда она подъехала к зданию, в котором располагалось помещение для занятий по йоге и увидела злополучную машину на стоянке. Странный мужчина-водитель, уже находился в классе и расстилал на пол коврик для йоги! Рассмешившая ее история иллюстрирует стереотип псевдо-осознанного человека, занимающегося йогой и медитацией, но забывает о ней, как только выходит за пределы класса.

Задолго до возникновения курьезной истории, я задавался вопросом о популяризации «MCосознности» — как ее потешают некоторые из учителей. Можно ли сузить эти методы до уровня «взлома мозга за 10 минут», в целях улучшения концентрации внимания, настроения и отношений с близкими? Мой близкий интерес вынудил меня изучить этот вопрос на примере собственной жизни.

Я исследовал эту проблему в своей недавней дискуссии с автором и учительницей по концентрации внимания Ора Надрич во время встречи Think Act Be. Недавно она завершила книгу «Live True: A Mindfulness Guide to Authenticity», которая отражает несколько способов, готовых привнести осознанность в каждую область нашей жизни. Ее содержание подтверждает возникновение противоречий между осознанностью и поддержкой целостности путем ежедневных практик.

«Я очень инклюзивная», — поделился Надрич. «Вам не обязательно быть буддийским монахом и восседать на вершине горы чтобы испытать аналогичное чувство». Как и другие учителя по осознанности, она стремиться включить вековые практические методы в современную жизнь.

По ее мнению, в последнее время, понятие о концентрации внимания ослабло под воздействием коммодификации, «которая использует лишь некоторые аспекты [осознанности] и не требует развития». И хотя концепция осознанности чрезвычайно проста — «присутствовать в моменте [здесь и сейчас] принимая его, без осуждения» — но практиковать ее не всегда легко.

«Как и все то, что полезно для нашей жизни, медитативные и созерцательные навыки требуют практики и преданности делу», — продолжил Надрич. «Это требует приложить усилия с нашей стороны». Эти усилия, скорее всего будет сложно продать, учитывая быстрые темпы развития и деградации мира. Мы привыкли получать немедленное удовлетворение запросов из-за навязанного нашей культуре «быстрого питания» и мобильных устройств (которые понизили концентрацию нашего внимания).

Мой личный опыт психолога заставил меня обеспокоиться вопросом неправильного использования осознанности. Работая со здравомыслящими людьми, я часто наталкивался на противоположный результат, — люди начинали работать без остановки, пренебрегая семейными отношениями и отходили от остальных видов потребностей.

Хотя практика медитации может привести к снятию накопившегося напряжения, все же их польза заключает в видении кристально чистой картинки мира и ближнего окружения, нежели простое снижение уровня стресса.

Принятие окружающей реальности, почти неизбежно, позволит нам начать поиски к решению проблем и желания к изменению. Мы сможем осознать цикличность наших действий, или что текущее переживание жизни, возможно, не подходит нашим убеждениям. Несколько лет назад, во время окончания урока йоги, я наконец-то осознал, что работа все больше поглощает мое время, которое я мог бы проводить с семьей.

Поэтому, я не хочу говорить, что существует правильный или неправильный способ во время практики осознанности. В конце концов, такие суждения противоречат процессу осознания.

Но я убежден, что практика имеет гораздо большее значение, нежели причисление себя к разному роду течений. Человеку не обязательно принимать буддизм чтобы справиться с потоками хаотичных мыслей. Ему просто необходимо ежеминутно практиковать осознанность, как составляющую собственной жизни.

Осознанность не требует спешки «Знайте это, когда вы пытаетесь спешить», — продолжила Надрич. «Осознание не приходит быстро». Даже замедление темпа движения может заставить нас переосмыслить текущую жизнь и попробовать измениться.

Во время наблюдения за происходящими изменениями, можно ощутить как наше сознание и чувства лишь усиливаются. «Внезапно мы начинаем созерцать развивающиеся события более быстро», — продолжила Надрич. Первоначально, она использовала эту практику, чтобы успокоить свои нервы.

Но мы можем созерцать жизнь не только в домашней обстановке, используя время на рабочем месте, пляже, в кафе, при прогулках с друзьями и семьей. Вместо того, чтобы уделять время на развлечения в компьютерном мире, используя мобильных устройства, мы можем усилить восприятие окружающего мира.

«Не жалейте времени, чтобы подарить себе такие моменты», — посоветовала Надрич. «Каждый момент — это возможность пробудиться».

Чуть позже я узнал, что странный человек в спортивной машине недавно потерял члена семьи. Возможно, поэтому он отчаянно пытался добраться до своего еженедельного места по занятию йогой. Видимо оно было единственным местом, где он мог уйти от эмоциональной боли и обрести покой.