Память. Как мы забываем?

Забывание — это результат нормальной деятельности нашей памяти. Но, в тоже время, забывание отнюдь не означает полную потерю информации, речь, в данном случае, идет только об ослаблении доступа к данной информации. Существует гипотеза, что при забывании исчезают нейронные связи появившиеся при получении и запоминании информации и, следовательно, для активации забытого нужно восстановить эти связи, что достигается серией аналогичных событий или каких-либо ключей восстановления.

Память. ЗабываниеЭффект накопления памяти

Чаще всего процесс забывания является обратимым, т.е если человек пытается вновь узнать (вспомнить) информацию, которую он забыл, ему это удается значительно проще и быстрее, чем при усвоении новых данных. Этот феномен назвали «эффектом накопления». Это происходит, например, когда человек просматривает лексические конструкции языка, который он учил в детстве, но затем перестал им пользоваться. Если он через некоторое время возвращается к изучению этого языка, времени на то, чтобы вернуться на тот же уровень знаний, который был у него раньше, требуется меньше. Происходит воспоминание или повторная активация забытой ранее информации, потерянные ранее нейронные связи восстанавливаются и информация становиться более доступной – человек вспоминает.  А теперь, давайте попробуем разобраться, каким может быть процесс возникновения забывания.

Неупотребление информации

Этот вариант возникновения вполне понятен, если имеющаяся в вашей голове информация не находит практического применения или длительное время находится в неактивном состоянии она постепенно забывается.

Интерференция

Закон интерференции является альтернативой неупотреблению информации. Согласно этому закону, причиной забывания причиной забывания является не время, по прошествии которого мы постепенно забываем не используемую нами информацию, а какая-либо деятельность и или вмешательство, произошедшее между моментом усвоения информации и моментом ее воспоминания.

Интерференция может быть двух видов:

  • ретроактивная интерференция. В этом случае информация, полученная последней имеет более высокий приоритет, чем сохраненная ранее. Соответственно, чтобы вспомнить то, что было раньше, потребуется больше усилий.
  • проактивная интерференция. Здесь все наоборот. Старая информация оказывается препятствие для усвоения новой. Если вы изучаете иностранный язык, то это создает помехи для изучения второго языка.

Еще несколько интересных статей:

Категории: Память

6 ответов
  1. После травмы головы в 15 лет, к 20 годам память «села», а была — отличная! Потом, в течении 20 лет чувсвовала резкое ухудшение, а теперь, чувствую ее очень сильную ограниченность и вредность ( например, если себя не контролирую, все делается наоборот, или сразу забывается) … И если бы не браузерные закладки, то вообще, ничего бы не могла вспомнить!!! Вообще, Интернет — это альтернатива памяти? Хи-хи… Смех сквозь слезы… Но свой сайт сама — умудрилась таки сделать! А ваш, так теперь мой самый любимый! Подписалась на RSS.

    • Татьяна, а вы не пробовали каким-либо образом тренировать память? Ведь существует большое количество различных методик.

  2. Знаете. Дима, пыталась тренировать!!! Но, все что выучила, вспомнить не могу, только снова надо подсматривать… Наверное, какие-то химические связи нарушились… Вот на браузерных закладках и выживаю… Помню в детстве, в школе, только один раз прочитать, и все помнила… Короче подсела сейчас на закладки… :-(
    Но продолжаю любить всяческие загадки, головоломки, и трудности…
    Спасибо за ваше внимание, Дима.

    • Татьяна, а вспомнить совсем не можете или только какую-то часть? И может ли эта часть запоминаемой информации увеличиваться?
      Я почему спрашиваю. В какой-то мере наша память зависит и от связей между нейронами. Но мозг структура очень гибкая и многоуровневая. И повреждения в одном месте он очень часто компенсирует за счет других областей.
      И еще, вы пробовали запоминать задействую максимальное количество чувств? Попробуйте различные ассоциации, привяжите необходимые знания к местам, запахам, звукам по отдельности и сразу в комплексе задействуйте моторную и зрительную память. Мне кажется, что-то обязательно должно сработать.

      • Татьяна says:

        Пробовала заучивать английские афоризмы и анекдоты. Трудно. Но заучила штук 10. Помнила пока повторяла. Но просто времени не хватало продолжать повторять. А через месяц все забыла. Смирилась. Единственный выход — браузерные закладки — альтернатива памяти… А причину потери памяти своей знаю. Продолжаю искать оптимальный выход из моей ситуации… Может у вас все же найду то, что мне подойдет…

  3. Елена says:

    Ничего мы не забываем Просто если что-то ушло оно или травмирует нас своими воспоминаниями или просто не нужно в данный момент времени

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вверх