Память. Как человек запоминает информацию.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Прокачай свой мозг. Давайте попробуем разобраться, как человек запоминает.

Память похожа на библиотеку?В прошлой статье мы разобрались, что память активный процесс, при котором отбираются наиболее важные данные и сохраняются в кодированной форме. Хотя есть мнение, что мы запоминаем всю информацию, поступающую на наши органы чувств, но, к сожалению не все можем вспомнить или не знаем, как это сделать. Но давайте к этому вопросу вернемся позже, а чтобы не пропустить, кому это будет интересно, подписывайтесь на RSS. А пока продолжим.

Итак, что же происходит во время запоминания? А происходит следующее: наш мозг получает информацию, кодирует и складирует ее, а затем при необходимости восстанавливает. И самое интересное то, что основные проблемы с памятью возникают на этапе восстановления информации, которые в большинстве случаев связаны с проблемами в кодировании, что в свою очередь может проистекать от сбоев в восприятии информации или неправильном складировании.

Наша память в каком-то смысле похожа на библиотеку, хранящая всю поступающую в мозг информацию. Для того чтобы наше представление о памяти было максимально близко к естественному положению вещей нужно, помимо материального воплощения библиотеки учитывать и принципы ее функционирования.

Для этого рассмотрим с вами следующий пример. В библиотеке любой пользователь, в случае если затрудняется найти нужную ему книгу, может обратиться к библиотекарю и получить необходимые указания. Поскольку библиотечные работники поддерживают там определенный порядок, они могут дать совет, где можно найти интересующую вас информацию. Продолжая сравнивать память с библиотекой, для долговременной памяти мы отведем шкафы и стеллажи. В роли библиотекаря у нас выступают активные механизмы памяти. Столом, за которым библиотекарь  знакомится с новыми книгами, будет кратковременная память. Здесь происходит ее классификация и определение места на стеллаже долговременной памяти. Активные механизмы памяти, также как и библиотекарь, никогда не размещает информацию на стеллажах долговременной памяти, если она не прошла обработку за столом. Но рабочий стол имеет ограниченные размеры, а кратковременная память ограниченные возможности.  Чтобы освободить место для новой информации библиотекарь должен регулярно очищать стол, упорядочивая поступающую информацию и освобождаясь от ненужных компонентов. После проведения таких работ часть материалов систематизируется и размещается на стеллажах, а часть материала неизбежно попадает в корзину. То есть библиотекарь – это тот механизм, который отбирает и кодифицирует полезную и необходимую информацию, облегчая ее дальнейший поиск. И секрет функционирования нашей памяти скрыт именно в работе библиотекаря: он знает какую информацию оставить и куда ее деть.

В один прекрасный день в библиотеку прибывает серия книг, которые нужно определить на хранение. Подготовив для работы необходимые материалы: инвентарь книг, правила каталогизации, этикетки библиотекарь приступит к работе с новыми книгами. Проведя классификацию, он расклеит все необходимые этикетки и расставит их на стеллажи. По этим этикеткам в дальнейшем библиотекарь может легко и быстро найти необходимую книгу.

Но есть и обратная сторона этого процесса, если на рабочем столе беспорядок или книг очень много, то какие-то книги могут просто упасть со стола и затеряться. У библиотекаря может не хватить времени на анализ информации и наклейку этикеток и он, чтобы освободить рабочий стол, поместит книги на стеллаж без квалификации, что затруднит их поиск. Ну и в худшем случае библиотекарь просто выбросит некоторые книги, посчитав их не интересными.

Как и в случае с библиотекой, для хорошей памяти мало только составления каталога поступающей информации, необходим еще и полноценный доступ к ней. То есть, нужен библиотекарь, способный анализировать информацию, снабжать ее этикетками и быстро находить ее на огромном складе информации нашей памяти. Таким образом, мы с вами приходим к выводу, что не размер библиотеки, не количество информации не влияет на эффективность библиотеки нашей памяти. А влияет на нее именно библиотекарь умеющий квалифицировать и складировать информацию. И чем качественнее и эффективнее работает библиотекарь, тем легче в дальнейшем найти книги. И по аналогии: хорошая память кроется в хорошей квалификации, кодификации и складировании.

А что вы думаете о такой аналогии? Насколько она адекватна?