Отсутствие мотивации после черепно-мозговой травмы

Неспособность проявить активность и изменить собственный уровень мотивации после черепно-мозговой травмы может стать катастрофическим положением, а иногда, ограничивающим жизнь результатом.

Во время тренингов для работников социальной помощи, я узнал о главной проблеме, с которой они боролись, помогая человеку, живущему с черепно-мозговой травмой.

Я смел предположить, что проблемой номер один, станут поиски значимых вещей для продолжения жизни пострадавшего человека, либо создания новой модели поведения.

Удивительно, но проблема номер один не относилась к первому или второму варианту. Она выражалась в виде этической дилеммы, — как заставить человека делать то, что он не хочет. Обычно данный вид проблемы называют отсутствием активности и мотивации после черепно-мозговой травмы.

Но как можно подтолкнуть человека к делу, которое он совсем не хочет делать?

Я использую слово «толчок», потому что это действие, которое предпринимает социальная поддержка в данном случае. Когда у человека низкая мотивация или сильные трудности с предстоящей деятельностью, ему может потребоваться прямое руководство или сильная поддержка, чтобы побудить его к разумным действиям.

Термины

Существует несколько терминов, которые можно услышать в связи с черепно-мозговой травмой и периодом реабилитации:

Активность – это и есть ваш начальный толчок, дающий вам возможность попробовать начать дело. Отсутствие активности, означает трудности с началом деятельности или выполнением задания.

Мотивация — это то чувство, которое заставляет вас достигать каких-либо поставленных целей, или даже полностью завершить дело. Отсутствие или снижение мотивации, может означать, что вам не хватает энергии для начала или продолжения.

Слабость — означает буквальное отсутствие силы. Неспособность делать что-то. Это может показаться апатией или летаргией, за исключением того, что признаки не уходят.

Абулия — отсутствие мотивации. Абулия — это состояние пониженной мотивации, при котором человек может казаться апатичным, незаинтересованным, асоциальным и эмоционально отдаленным.

Апатия — этот термин часто используется в описаниях о пониженной мотивации. Апатия — это отсутствие участия, интереса или чувства, в то время как потеря мотивации — это потеря физической активности.

Акинетический мутизм — это редкий случай, который является наиболее тяжелой формой отсутствия мотивации. Человек не двигается и не говорит. При этом, он не парализован, но не проявляет активности или мотивации.

Что вы могли заметить после получения черепно-мозговой травмы

«Генна» большую часть дня сидела у телевизора и говорила своим социальным помощникам, что собирается вернуться к работе. Рассказав про прошлую работу, она добавила что обновит свое резюме и поступит на курсы по повышению квалификации, после чего, свяжется со своим предыдущим директором. «Генна» рассказывала про эти задумки в течении многих месяцев, и, хотя она могла действовать, реализуя свой внутренний план, все же она не смогла сделать первый шаг.

«Пит» весь день лежал в постели, пока кто-нибудь не приводил его к действию. Если никто не приходил к нему, он оставался недвижным в постели, в течение целого дня.

Результаты сокращения активности и мотивации могут различаться по разным степеням. Вы можете заметить следующие признаки:

  • Не удается начать какое-либо дело, но как только вы приступили к выполнению дела, то все становиться на свои места
  • Меньше активности или желания сделать что-либо. Даже собственные интересы или любимые действия, которые ранее вас увлекали, не вызывают у вас какой-либо обратной связи. Иногда, даже внешняя поддержка или поощрение, не способна мотивировать вас к началу выполнения дела
  • Умение объяснить план, включая способы для его реализации, но без возможности сделать первый шаг. Возможно, что вы даже не сможете обратить к другому человеку за помощью, чтобы начать выполнение плана
  • Постоянные рассказы о намерениях что-либо сделать, которые всегда оканчиваются последующим бездействием. Иногда, это ошибочно понимается под «ленью». Но это может быть вызвано повреждением головного мозга
  • Окончание текущей задачи, без мотивации решить следующую
  •  

    Советы и предложения по изменению активности и мотивации после черепно-мозговой травмы:
  • Помните — это черепно-мозговая травма. Это не лень или отсутствие желания выполнять задание.
  •  
    Использование мотиваторов:

  • Начнем с увлечения человека. Исследуйте и найти вещи, которые представляют его интерес, а также найдите способы, чтобы привить ему участие в этих делах
  • Работайте и проводите время вместе, чтобы узнать, что мотивирует (а что нет). Рассмотрите варианты, как включить прогрессивные методы в стратегию повышения мотивации. Если музыка является возможностью наслаждения, — вы могли бы включить музыкальный фон при выполнении деятельности, или в качестве поощрения, при завершении дела
  • Будьте готовы изменить основные мотиваторы, как только они перестанут оказывать эффект
  •  
    Использование напоминаний, подсказок и сигналов:

  • Возможно, вам потребуется показать физические или устные напоминания. Это может означать оказание физической помощи в форме руководства человека; доброволец осторожно проводит «Пита» на кухню, передавая ему список с продуктами для приготовления обеда. Либо просто словесно озвучивая фразу: «Джим, вставай с постели»
  • Вам может потребоваться подсказка или сигнал, чтобы побудить выполнять задание. Возможно, это необходимо будет осуществлять для каждого шага, каждый раз
  • Используйте звуковой сигнал или таймер, отсчитывающий время, в качестве напоминания, чтобы начать какое-либо действие, или изменить текущее
  • Поощряйте способы поиска сигналов, которые работают для каждого человека. Работайте вместе, чтобы проанализировать, что делают другие люди; вспомните, что было успешным поводом для действий в прошлом
  • Сравните, какие подсказки лучше всего мотивируют человека: визуальные, такие как списки, знаки, календарь с маркировкой, напоминание на доске. Можно также воспользоваться электронными технологиями, например, приложениями для планирования времени, через смартфоны
  • Пересмотрите, измените или остановите любую вашу активность, когда она больше не требуется для решения проблем
  •  
    Использование цели:

  • Внимание и формирование успеха. Обсуждайте неудачи по мере их возникновения
  • Работайте над формированием целей, включающих то, что должно быть выполнено, и что уже достигнуто
  • Формируйте цели, которые мотивируют человека на быстрое выполнение дела («Закончи работу по дому и мы пойдем в торговый центр»), так и на растянутую по времени работу («Придерживайтесь своей программы упражнений в течение 6 месяцев, и мы сможем продвинуться дальше»).

  • Работайте вместе, чтобы установить обратную связь, для построения реалистичных ожиданий, и договоритесь о способах преодоления трудностей по мере их возникновения
  • Обеспечьте личную поддержку, необходимую для обеспечения успешного выполнения дел
  • В делах которые требуют выбора, подсказывайте возможные способы решения. Но попытайтесь ограничить возможность для человека использовать слово «нет», либо уходить от выполнения текущего дела
  •  
    Планирование и режим:

  • Максимально поддерживайте планирование, согласованность и предсказуемость поведения
  • Планируйте дни так, чтобы активность была ровно разделена. Исключайте дни без какой-либо активности
  • Используйте предпочтительный метод для записи необходимых для выполнения дел, при помощи мобильного телефона, листка, нарисованного списка на доске
  • Соедините между собой выполнение схожих задач
  • Вам может потребоваться профессиональная помощь специалиста, чтобы выявить дополнительные негативные состояния, мешающие мотивации человека, например как депрессия