В течение жизни большинства детей, живущих сегодня, биоуправление, скорее всего, станет основной чертой человеческого общества. Персонализированные, фармацевтические препараты позволят нам изменить наши тела и умы мощными и точными способами, при этом, у детей будет гораздо меньше побочных эффектов, чем от современных лекарств.
Новые интерфейсы «мозг-машина» улучшат нашу память и познание, расширяют наши чувства и дают прямой контроль над массивом полуинтеллектуальных гаджетов. Генетическая и эпигенетическая модификация позволит нам изменить наш внешний вид и возможности, а также настроить некоторые из наиболее неосязаемых аспектов нашего бытия, такие как эмоции, креативность или общительность.
Вы находите эти идеи тревожными? Одним из наиболее коварных последствий такого саморедактирования является то, что оно размывает границу между людьми и вещами. Причина проста: биодобавки — это продукты. Их производство требует машин, химикатов, инструментов и методов, которые развиваются с течением времени. Через несколько лет они устаревают. Они, вероятно, будут доступны для покупки на открытом рынке. Некоторые будут лучше других и дороже других. Некоторые — как автомобили или украшения, или даже как ваш дом — придадут большую или меньшую степень престижа.
Но если мы не будем осторожны, то будем игнорировать тот факт, что эти «продукты» изменяют ключевые аспекты самости человека. Не осознавая этого, мы погружаемся в инструментальный способ мышления, который сводит человека к сумме ее измененных или немодифицированных черт. Мы могли бы потерять из виду внутреннюю ценность и достоинство человека и начать сравнивать людей, как если бы они были использованы в автомобильной партии.
Проблема дегуманизации не нова, как свидетельствует мрачная история войны, колониализма и рабства. Но в результате интенсификации потребительского капитализма в последние десятилетия, необходимость сравнивать, выполнять, постоянно увеличивать наши достижения, — это давление, которое продолжает определять повседневную жизнь многих людей в развитом мире. Рекламные, развлекательные и социальные сети поощряют нас стремиться быть худее, лучше, умнее, прохладнее — другими словами, быть неудовлетворенными тем, кто мы и что имеем.
Если в ближайшие десятилетия будет широко распространено биологическое усиление человека, есть все основания ожидать, что эти коварные тенденции будут усиливаться. Искушение говорить небрежно о «получении обновления» или «выборе лучшей модели» для себя будет сильным. Вместо того, чтобы сказать: «Сара получила новый мозговой имплантат, но она разочарована своей работой», люди скажут: «Обновление Сары было довольно хорошим, но заметили ли вы, как Алиса все еще кружит вокруг нее?»
Любой, кто говорит таким образом, пересек невидимую, но критически важную линию. Они рассматривают людей так, как если бы они были товарами, которые можно было оценить, измерить и обменять. С этой точки зрения, человечество становится своего рода «платформой» — сродни части программного обеспечения или операционной системы, производительность которой может быть увеличена, построена и обработана по своему усмотрению. Черты характера становятся «характеристиками»; с трудом заработанные навыки и таланты становятся «активами»; глубокая личная борьба и неудачи становятся «обязательствами». Борьба с этой тенденцией к компрометации людей и противодействие ей эффективными культурными стратегиями «ре-гуманизации» будет представлять собой одну из самых важных моральных проблем современности.
Так что ты можешь сделать? Во-первых, вы должны принять и продвигать личные философии, которые защищают человеческое достоинство. Вы должны отказаться от любого способа мышления, который сводит человека к простому набору черт или достижений. Напомните себе, что вы не похожи на свой профиль производительности и что ваша ценность не лежит в ваших конкретных способностях, а скорее в невыразимой совокупности вашей индивидуальности. Сопротивляйтесь соблазну пытаться «измерить»: даже если люди могут количественно оценить вашу силу, производительность или интеллект, то, что составляет вашу ценность как человека, нельзя подбирать на табло.
Наконец, выберите улучшения для себя с прицелом на процветание, а не на конкуренцию или успех. Выбирая конкретную модификацию, ваш первый вопрос может быть следующим: «Что это позволяет мне делать то, что я не мог сделать раньше?» Но другой вопрос помог бы вам лучше: «Как эта новая способность действительно может повлиять на мое общее качество жизни?». Некоторые могут высмеять вас как Люддита или неизменного романтика. Но цель — разумная: увеличить масштаб, который действительно имеет значение для хорошей жизни, а не просто расширенного существования, и оценить преимущества и недостатки каждой модификации с этой точки зрения. Вопросы, которые вы, возможно, пожелаете задать себе, включают в себя: каковы мои действия, которые я совершаю? Какую дружбу я хочу завести, и как я хочу проводить время с этими людьми? Какую работу я считаю наиболее значимой? Сколько места я оставляю для одиночества и тишины в своей жизни?
Как люди, мы не просто органические существа, которые применяют внешние материальные инструменты для удовлетворения наших потребностей. Эти инструменты и технологии становятся частью того, кем мы являемся, и поэтому нам нужно быть осторожным в отношении того, что мы используем и как мы это используем. Размывание человека и продукта уже широко распространено и, в некотором роде, является неотъемлемой чертой общества. Но появление биологического усиления переводит феномен на новый уровень. Если мы собираемся отступить против этого, мы должны начать задавать сложные вопросы о себе сегодня, и воплощать в жизнь разновидности выборов и инноваций, которые будут держать нас наиболее яркими и творчески-человечными. Это может оказаться тем путем, где находится реальное улучшение.