В течение последних 50 лет, социологи вели размышления об изменениях внутри общества, которые исходят небольшими усилиями преданных своему делу групп людей, выступающих за введение новых социальных норм. Например, профессор Гарвардской школы бизнеса Кантер Розабет Мосс в своих знаменитых исследованиях по теме сексизм дала утвердительный ответ, на то, что если определенное число женщин будет настаивать на изменениях нормы рабочего распорядка, то культура организации непременно измениться. Аналогичные исследования общественных движений показывают, что небольшая группа активистов может изменить культуру всего сообщества, например, в отношении легализации наркотических веществ или приемлемости однополых браков.
Стандартная экономическая теория классического анализа стабильности заключает, что если 51 процент группы потребует произвести изменения, то остальная часть согласится с их утверждением, — эти выводы отвергают теорию о возможностях меньшинства. Математики и физики потратили десятилетия на создание теорий, пытающиеся предсказать, в какой период может возникнуть «переломный момент» для начала социальных изменений, хотя и до них существовали десятки математических теорий с десятками выводов, но они так и не нашли применение в реальном мире.
Наше исследование о возможности осуществления переломных моментов, ранее опубликованое летом прошлого года в журнале Science, попыталось раскрыть эту проблему, собрав информацию о всех прошлых исследованиях, а затем использовало их для разработки новой математической теории переломных моментов в социальных взаимоотношениях. Но отличительной чертой теории стала новое утверждение, что переломный момент наступает лишь при 25 процентах активистов (а не при 51 проценте), ратующих за изменения в социальной общественности.
Проверка теории
Трудность в проверке данной теории заключается в однократном прохождении «истории». Другими словами, в случае неудачной попытки активистов совершить изменения, исследователям трудно понять, смогли ли они добиться успеха, если бы продолжили свое дело. С другой стороны, в успешном случае, сложно было бы предположить, был ли успех спрогнозирован отсутствующими изменениями. Поэтому, чтобы понять что приводит усилия людей к успеху или неудаче, и существует ли в социуме переломный момент для принятия изменений, мы должны быть в состоянии изучить многие значимые социальные события.
Для этого исследователи из нашей команды привлекли 194 онлайн-участников, разместив их по отдельности в одну из 10 различных, ранее созданных онлайн-групп. В каждой группе участники общались по средствам социальных сетей, причем каждая группа имела схожую структуру социальных связей между членами (которые подвергались контролю со стороны исследователей). Основным различием между группами заключалось лишь в регуляции количественного размера входящей группы активистов, которая пыталась произвести социальные изменения. Исследователи специально наблюдали за дальнейшими событиями с 10 различными вариантами исхода, с целью проследить связь между незначительным увеличением размера группы активистов и изменением социальных норм в онлайн-группах.
Исследование проходило из двух частей. Во-первых, в каждом сообществе мы просили людей написать другим членам своего сообщества и придумать новую социальную норму касающуюся имен случайных фотографией с изображением людей. Например, в это случае группам показывалась фотография лица женщины, чтобы ее члены смогли договориться о ее имени. Участники общались друг с другом, обмениваясь собственными предложениями, пытаясь договориться о том, какую из придуманных норм можно было использовать. Начальные переписки участников не привели к положительным результатам, так как всего было выдвинуто от 50 до 60 различных вариантов. Однако, через небольшой период времени, каждое сообщество достигло общей точки зрения по этому вопросу. Каждое из 10 сообществ создало разные социальные нормы, хотя внутри каждого из них было полное согласие между членами сообщества по поводу избранной нормы. После того, как участники каждого из сообществ установили собственные нормы, исследователи предлагали финансовые стимулы, которые поощряли членов группы продолжать использовать установленную норму, что обеспечило сопротивление внести изменения в уже сформированную норму.
Во-вторых, как только была установлена социальная норма, исследователи задействовали группу активистов для каждого сообщества, которые попытались отменить установленную норму, предлагая новое имя для изображенного лица. Например, если это была фотография мужчины, то активисты могли предложить назвать его женским именем.
Исследователи специально, неравномерно распределили активистов в десяток разных сообществ. Например, в одном сообществе их доля могла составлять лишь 17 процентов, но в другой уже 19 процентов. Ограничив их количество вплоть до 21 процента в одной из групп, исследователи не смогли получить желаемого, переломного момента ни в одном из тестируемых сообществ. Но когда доля активистов была увеличена до 25 процентов от сообщества, то их действия имели положительный эффект на присвоение нового имени фотографии, предварительно повлияв на остальную часть сообщества. Повторив этот эксперимент несколько раз, исследователи обнаружили схожий эффект.
Из вышеописанных заключений, можно сделать вывод, что переломные моменты действительно существуют, поэтому зная свойства социально системы, можно определить в какой период они произойдут, активировав социальные изменения.
Переход в реальный мир
Одним из наиболее интересных следствий этих выводов заключается в том, что находясь чуть ниже переломного момента, активисты сами не знают насколько они близки к успеху. Поэтому, сообщество которое достигнет массовую долю активистов в 22 или 23 процента, будет выглядеть как потерпевшие неудачу, поскольку их влияние на остальное на остальных членов будет разниться в пределах 10 процентов.
Тем не менее, результаты исследования отражает, что набрав недостающие проценты, привлекая дополнительных людей, движение может оказать драматическое влияние на культуру остального населения, — как и в описанном примере, когда внедрение еще одного активиста изменило существующую норму с полного отказа от изменения норм, до ее принятия (то есть успеха). Другими словами, социальное движение, которое кажется неудачным, может быть на пороге успеха.
Это хорошо прослеживается на примере социальных сетей. Так новые сообщества этих сетей, могут медленно разрастаться до тех пор, пока не достигнут переломного момента, предвещающего увеличние популярности и заметное влияние на широкие слои населения. Это отчетливо видно при использовании людьми хэштэгов. В данном случае, как только процент активистов превышает отметку в 25, то переломный момент заставляет остальных членов социума обратить внимание на их деятельность.
Однако, существует и обратная сторона этих исследований. Этими способами влияния на социум могут воспользоваться правительства и корпорации, ставящих перед собой цель всецело контролировать своих граждан. Например, китайские государственные служащие создают фэйковые профили в китайских социальных сетях, чтобы координируя совместные усилия, влиять на социальные нормы в дискуссионных группах интернет. Так как связанные между собой сети позволяют общаться по средствам компьютеров и электронных устройств даже не знакомым людям, правительственные отделения могут использовать этот способ для предотвращение жалоб на действующее правительство.
Подобные изменения социальных норм можно увидеть и в ежедневном общении, которое затрагивает вопросы вежливости и приличия в онлайн-переписке. Так агрессивное поведение или резкий переход на политическую сторону вопроса, могут привести к переломному моменту, если большинство людей примет его как новую норму. Особенно это актуально для организаций, в которых люди постоянно взаимодействуют с большим количеством незнакомых людей, пытаясь координировать осуществляемые действия друг с другом. Эти связи обычно называют «культурой» рабочего места.
Поэтому возвращаясь к идее Кантер, которая позволила бы отменить нормы сексизма в организациях и корпорациях, в случае когда массовая доля женщин превысит определенный уровень, можно предполагать успешное достижение этой цели, если исходить из гибкости социальных норм.