В прошлом году врачи в Канадском отделении интенсивной терапии столкнулись с очень странным случаем — когда искусственная поддержка жизни была отключена для четырех пациентов, одна [поддержка жизни] из них показала стойкую активность мозга даже после того, как они были объявлены клинически умершими.
Более 10 минут после того, как врачи подтвердили смерть с помощью ряда наблюдений, в том числе отсутствия пульса и отсутствия реакции зрачков, пациент, похоже, испытывал мозговые волны (дельта-волны), которые также мы излучаем во время глубокого сна.
«У одного пациента, одиночные дельта-волны продолжались даже после прекращения сердечного ритма и прекращения артериального давления (ABP)», — сообщила команда из Университета Западного Онтарио в Канаде в марте 2017 года.
Они также обнаружили, что смерть может быть уникальным опытом для каждого человека, отмечая, что у четырех пациентов лобная электроэнцефалографическая (ЭЭГ) запись активности их мозга проявляла мало сходства со смертельным исходом.
«Существовала значительная разница в амплитуде ЭЭГ между 30-минутным периодом до прекращения ABP, и 5-минутным периодом после прекращения ABP», — объясняют исследователи.
Прежде чем мы перейдем к фактическим выводам, исследователи очень осторожно относятся к последствиям, заявив, что еще слишком рано говорить о том, что это может означать для нашего опыта после смерти.
В отсутствие какого-либо биологического объяснения того, как мозговая деятельность может продолжаться несколько минут после остановки сердца, исследователи сказали, что сканирование может быть результатом какой-то ошибки во время записи.
Но они не понимали, где проявлялась ошибка, поскольку в медицинском оборудовании нет признаков сбоя, — это означает, что источник аномалии не может быть подтвержден, биологически или иным способом.
«Трудно установить физиологическую основу для этой активности ЭЭГ, учитывая, что она возникает после продолжительной потери кровообращения», — пишут исследователи.
«Таким образом, эти всплески сигналов могут быть человеческой ошибкой, случающийся в природе, хотя источник возникновения ошибки не может быть идентифицирован».
Вы можете увидеть сканирование мозга у четырех пациентов ниже, график которых показывает момент клинической смерти, во время падения основной линии до отметки 0-ль, или когда сердце остановилось, либо несколько минут после того, как искусственная поддержка жизни была отключена:
Мозговая активность указана желтым цветом, которую можно удивить у трех из четырех пациентов, при этом, данный цвет исчез из графика, прежде чем сердце перестало биться, то есть за целых 10 минут до клинического смерти, как в случае с пациентом № 2.
Но по какой-то причине, пациент №4 демонстрирует признаки дельта-волновых всплесков в течение последующих 10 минут и 38 секунд после прекращения работы его сердца.
Участники группы также исследовали явление, известное как «волны смерти» у пациентов в 2011 году; отдельная группа наблюдала повышение активности мозга крысы, примерно, через 1 минуту после обезглавливания, предполагая, что мозг и сердце имеют разные по времени сроки прекращения работы.
«Кажется, что большая волна, которая выводится в графике, примерно через 1 минуту после обезглавливания, отражает конечную границу между жизнью и смертью», — сообщили исследователи из Университета Радбуда, расположенного в Нидерландах.
Когда Канадская команда пыталась найти похожие явление у пациентов-людей, то график выдавал пустые показания.
«Мы не наблюдали дельта-волну в течение 1-ой минуты, после остановки сердца у всех из четырех пациентов», — сообщили они.
Если все эти явления окажутся неудовлетворительными и не существенными, то не стоит огорчаться, ведь вы попали в странную и невероятно узкую нейронауку, где никто не знает, что происходит на самом деле.
Но все что мы знаем, это то, что описанные выше, странные явления могут произойти в момент смерти. Несколько исследований, проведенных в 2016 году обнаружили, что более 1000 генов продолжают функционировать через несколько дней после смерти в человеческих телах.
Большая выгода от подобных исследований заключается не в том, что мы больше разбираемся в приобретения опыта после смерти, чтобы записывать результаты. А в том, что эти случаи показывают нам, что исследователи далеки от познания этих явлений, несмотря на общие черты после смерти, среди животных и людских тел и мозгов.
Исследование было опубликовано в «Канадском Журнале Неврологических Наук».