Забывание — это результат нормальной деятельности нашей памяти. Но, в тоже время, забывание отнюдь не означает полную потерю информации, речь, в данном случае, идет только об ослаблении доступа к данной информации. Существует гипотеза, что при забывании исчезают нейронные связи появившиеся при получении и запоминании информации и, следовательно, для активации забытого нужно восстановить эти связи, что достигается серией аналогичных событий или каких-либо ключей восстановления.
Эффект накопления памяти
Чаще всего процесс забывания является обратимым, т.е если человек пытается вновь узнать (вспомнить) информацию, которую он забыл, ему это удается значительно проще и быстрее, чем при усвоении новых данных. Этот феномен назвали «эффектом накопления». Это происходит, например, когда человек просматривает лексические конструкции языка, который он учил в детстве, но затем перестал им пользоваться. Если он через некоторое время возвращается к изучению этого языка, времени на то, чтобы вернуться на тот же уровень знаний, который был у него раньше, требуется меньше. Происходит воспоминание или повторная активация забытой ранее информации, потерянные ранее нейронные связи восстанавливаются и информация становиться более доступной – человек вспоминает. А теперь, давайте попробуем разобраться, каким может быть процесс возникновения забывания.
Неупотребление информации
Этот вариант возникновения вполне понятен, если имеющаяся в вашей голове информация не находит практического применения или длительное время находится в неактивном состоянии она постепенно забывается.
Интерференция
Закон интерференции является альтернативой неупотреблению информации. Согласно этому закону, причиной забывания причиной забывания является не время, по прошествии которого мы постепенно забываем не используемую нами информацию, а какая-либо деятельность и или вмешательство, произошедшее между моментом усвоения информации и моментом ее воспоминания.
Интерференция может быть двух видов:
- ретроактивная интерференция. В этом случае информация, полученная последней имеет более высокий приоритет, чем сохраненная ранее. Соответственно, чтобы вспомнить то, что было раньше, потребуется больше усилий.
- проактивная интерференция. Здесь все наоборот. Старая информация оказывается препятствие для усвоения новой. Если вы изучаете иностранный язык, то это создает помехи для изучения второго языка.