Здравствуйте, уважаемые читатели блога Прокачай свой мозг. Давайте попробуем разобраться, как человек запоминает.
В прошлой статье мы разобрались, что память активный процесс, при котором отбираются наиболее важные данные и сохраняются в кодированной форме. Хотя есть мнение, что мы запоминаем всю информацию, поступающую на наши органы чувств, но, к сожалению не все можем вспомнить или не знаем, как это сделать. Но давайте к этому вопросу вернемся позже, а чтобы не пропустить, кому это будет интересно, подписывайтесь на RSS. А пока продолжим.
Итак, что же происходит во время запоминания? А происходит следующее: наш мозг получает информацию, кодирует и складирует ее, а затем при необходимости восстанавливает. И самое интересное то, что основные проблемы с памятью возникают на этапе восстановления информации, которые в большинстве случаев связаны с проблемами в кодировании, что в свою очередь может проистекать от сбоев в восприятии информации или неправильном складировании.
Наша память в каком-то смысле похожа на библиотеку, хранящая всю поступающую в мозг информацию. Для того чтобы наше представление о памяти было максимально близко к естественному положению вещей нужно, помимо материального воплощения библиотеки учитывать и принципы ее функционирования.
Для этого рассмотрим с вами следующий пример. В библиотеке любой пользователь, в случае если затрудняется найти нужную ему книгу, может обратиться к библиотекарю и получить необходимые указания. Поскольку библиотечные работники поддерживают там определенный порядок, они могут дать совет, где можно найти интересующую вас информацию. Продолжая сравнивать память с библиотекой, для долговременной памяти мы отведем шкафы и стеллажи. В роли библиотекаря у нас выступают активные механизмы памяти. Столом, за которым библиотекарь знакомится с новыми книгами, будет кратковременная память. Здесь происходит ее классификация и определение места на стеллаже долговременной памяти. Активные механизмы памяти, также как и библиотекарь, никогда не размещает информацию на стеллажах долговременной памяти, если она не прошла обработку за столом. Но рабочий стол имеет ограниченные размеры, а кратковременная память ограниченные возможности. Чтобы освободить место для новой информации библиотекарь должен регулярно очищать стол, упорядочивая поступающую информацию и освобождаясь от ненужных компонентов. После проведения таких работ часть материалов систематизируется и размещается на стеллажах, а часть материала неизбежно попадает в корзину. То есть библиотекарь – это тот механизм, который отбирает и кодифицирует полезную и необходимую информацию, облегчая ее дальнейший поиск. И секрет функционирования нашей памяти скрыт именно в работе библиотекаря: он знает какую информацию оставить и куда ее деть.
В один прекрасный день в библиотеку прибывает серия книг, которые нужно определить на хранение. Подготовив для работы необходимые материалы: инвентарь книг, правила каталогизации, этикетки библиотекарь приступит к работе с новыми книгами. Проведя классификацию, он расклеит все необходимые этикетки и расставит их на стеллажи. По этим этикеткам в дальнейшем библиотекарь может легко и быстро найти необходимую книгу.
Но есть и обратная сторона этого процесса, если на рабочем столе беспорядок или книг очень много, то какие-то книги могут просто упасть со стола и затеряться. У библиотекаря может не хватить времени на анализ информации и наклейку этикеток и он, чтобы освободить рабочий стол, поместит книги на стеллаж без квалификации, что затруднит их поиск. Ну и в худшем случае библиотекарь просто выбросит некоторые книги, посчитав их не интересными.
Как и в случае с библиотекой, для хорошей памяти мало только составления каталога поступающей информации, необходим еще и полноценный доступ к ней. То есть, нужен библиотекарь, способный анализировать информацию, снабжать ее этикетками и быстро находить ее на огромном складе информации нашей памяти. Таким образом, мы с вами приходим к выводу, что не размер библиотеки, не количество информации не влияет на эффективность библиотеки нашей памяти. А влияет на нее именно библиотекарь умеющий квалифицировать и складировать информацию. И чем качественнее и эффективнее работает библиотекарь, тем легче в дальнейшем найти книги. И по аналогии: хорошая память кроется в хорошей квалификации, кодификации и складировании.
А что вы думаете о такой аналогии? Насколько она адекватна?