Неспособность проявить активность и изменить собственный уровень мотивации после черепно-мозговой травмы может стать катастрофическим положением, а иногда, ограничивающим жизнь результатом.
Во время тренингов для работников социальной помощи, я узнал о главной проблеме, с которой они боролись, помогая человеку, живущему с черепно-мозговой травмой.
Я смел предположить, что проблемой номер один, станут поиски значимых вещей для продолжения жизни пострадавшего человека, либо создания новой модели поведения.
Удивительно, но проблема номер один не относилась к первому или второму варианту. Она выражалась в виде этической дилеммы, — как заставить человека делать то, что он не хочет. Обычно данный вид проблемы называют отсутствием активности и мотивации после черепно-мозговой травмы.
Но как можно подтолкнуть человека к делу, которое он совсем не хочет делать?
Я использую слово «толчок», потому что это действие, которое предпринимает социальная поддержка в данном случае. Когда у человека низкая мотивация или сильные трудности с предстоящей деятельностью, ему может потребоваться прямое руководство или сильная поддержка, чтобы побудить его к разумным действиям.
Термины
Существует несколько терминов, которые можно услышать в связи с черепно-мозговой травмой и периодом реабилитации:
Активность – это и есть ваш начальный толчок, дающий вам возможность попробовать начать дело. Отсутствие активности, означает трудности с началом деятельности или выполнением задания.
Мотивация — это то чувство, которое заставляет вас достигать каких-либо поставленных целей, или даже полностью завершить дело. Отсутствие или снижение мотивации, может означать, что вам не хватает энергии для начала или продолжения.
Слабость — означает буквальное отсутствие силы. Неспособность делать что-то. Это может показаться апатией или летаргией, за исключением того, что признаки не уходят.
Абулия — отсутствие мотивации. Абулия — это состояние пониженной мотивации, при котором человек может казаться апатичным, незаинтересованным, асоциальным и эмоционально отдаленным.
Апатия — этот термин часто используется в описаниях о пониженной мотивации. Апатия — это отсутствие участия, интереса или чувства, в то время как потеря мотивации — это потеря физической активности.
Акинетический мутизм — это редкий случай, который является наиболее тяжелой формой отсутствия мотивации. Человек не двигается и не говорит. При этом, он не парализован, но не проявляет активности или мотивации.
Что вы могли заметить после получения черепно-мозговой травмы
«Генна» большую часть дня сидела у телевизора и говорила своим социальным помощникам, что собирается вернуться к работе. Рассказав про прошлую работу, она добавила что обновит свое резюме и поступит на курсы по повышению квалификации, после чего, свяжется со своим предыдущим директором. «Генна» рассказывала про эти задумки в течении многих месяцев, и, хотя она могла действовать, реализуя свой внутренний план, все же она не смогла сделать первый шаг.
«Пит» весь день лежал в постели, пока кто-нибудь не приводил его к действию. Если никто не приходил к нему, он оставался недвижным в постели, в течение целого дня.
Результаты сокращения активности и мотивации могут различаться по разным степеням. Вы можете заметить следующие признаки:
Не удается начать какое-либо дело, но как только вы приступили к выполнению дела, то все становиться на свои места
Меньше активности или желания сделать что-либо. Даже собственные интересы или любимые действия, которые ранее вас увлекали, не вызывают у вас какой-либо обратной связи. Иногда, даже внешняя поддержка или поощрение, не способна мотивировать вас к началу выполнения дела
Умение объяснить план, включая способы для его реализации, но без возможности сделать первый шаг. Возможно, что вы даже не сможете обратить к другому человеку за помощью, чтобы начать выполнение плана
Постоянные рассказы о намерениях что-либо сделать, которые всегда оканчиваются последующим бездействием. Иногда, это ошибочно понимается под «ленью». Но это может быть вызвано повреждением головного мозга
Окончание текущей задачи, без мотивации решить следующую
Советы и предложения по изменению активности и мотивации после черепно-мозговой травмы:
Помните — это черепно-мозговая травма. Это не лень или отсутствие желания выполнять задание.
Использование мотиваторов:
Начнем с увлечения человека. Исследуйте и найти вещи, которые представляют его интерес, а также найдите способы, чтобы привить ему участие в этих делах
Работайте и проводите время вместе, чтобы узнать, что мотивирует (а что нет). Рассмотрите варианты, как включить прогрессивные методы в стратегию повышения мотивации. Если музыка является возможностью наслаждения, — вы могли бы включить музыкальный фон при выполнении деятельности, или в качестве поощрения, при завершении дела
Будьте готовы изменить основные мотиваторы, как только они перестанут оказывать эффект
Использование напоминаний, подсказок и сигналов:
Возможно, вам потребуется показать физические или устные напоминания. Это может означать оказание физической помощи в форме руководства человека; доброволец осторожно проводит «Пита» на кухню, передавая ему список с продуктами для приготовления обеда. Либо просто словесно озвучивая фразу: «Джим, вставай с постели»
Вам может потребоваться подсказка или сигнал, чтобы побудить выполнять задание. Возможно, это необходимо будет осуществлять для каждого шага, каждый раз
Используйте звуковой сигнал или таймер, отсчитывающий время, в качестве напоминания, чтобы начать какое-либо действие, или изменить текущее
Поощряйте способы поиска сигналов, которые работают для каждого человека. Работайте вместе, чтобы проанализировать, что делают другие люди; вспомните, что было успешным поводом для действий в прошлом
Сравните, какие подсказки лучше всего мотивируют человека: визуальные, такие как списки, знаки, календарь с маркировкой, напоминание на доске. Можно также воспользоваться электронными технологиями, например, приложениями для планирования времени, через смартфоны
Пересмотрите, измените или остановите любую вашу активность, когда она больше не требуется для решения проблем
Использование цели:
Внимание и формирование успеха. Обсуждайте неудачи по мере их возникновения
Работайте над формированием целей, включающих то, что должно быть выполнено, и что уже достигнуто
Формируйте цели, которые мотивируют человека на быстрое выполнение дела («Закончи работу по дому и мы пойдем в торговый центр»), так и на растянутую по времени работу («Придерживайтесь своей программы упражнений в течение 6 месяцев, и мы сможем продвинуться дальше»).
Работайте вместе, чтобы установить обратную связь, для построения реалистичных ожиданий, и договоритесь о способах преодоления трудностей по мере их возникновения
Обеспечьте личную поддержку, необходимую для обеспечения успешного выполнения дел
В делах которые требуют выбора, подсказывайте возможные способы решения. Но попытайтесь ограничить возможность для человека использовать слово «нет», либо уходить от выполнения текущего дела
Планирование и режим:
Максимально поддерживайте планирование, согласованность и предсказуемость поведения
Планируйте дни так, чтобы активность была ровно разделена. Исключайте дни без какой-либо активности
Используйте предпочтительный метод для записи необходимых для выполнения дел, при помощи мобильного телефона, листка, нарисованного списка на доске
Соедините между собой выполнение схожих задач
Вам может потребоваться профессиональная помощь специалиста, чтобы выявить дополнительные негативные состояния, мешающие мотивации человека, например как депрессия