Что побуждает людей делать то, что они делают? Или не совершают? Почему некоторые люди неоднократно принимают одни и те же, плохие решения? Это сложные и непонятные вопросы, и ответы часто неуловимы.
Сходите в книжный магазин и найдите секцию самопомощи и психологии. Каждая опубликованная тема самопомощи, как-то затрагивает тему мотивации людей к принятию правильных решений, предотвращению дисфункционального поведения и созданию моделей мышления, которые приводят к более продуктивной и здоровой жизни.
Занятия вне психологии и философии, даже сосредоточены на процессах, связанных с лучшим принятием решений. Например, бизнес-студенты выбирают отделение под названием «Наука решений». В бизнес-школе Колумбийского Университета в Нью-Йорке есть целый центр, посвященный решениям, называемым «Центр научных решений». В нем говорится, что его основная цель — помочь учащимся понять поведение потребителей, а также последствия принятия решений в отношении государственной политики и неврологические основы суждения и принятия решений».
Но каковы именно неврологические основы, связанные с решениями? Существуют ли в сетях нейроны, которые непосредственно влияют на мотивацию? Другими словами, как мозг и его нейронные сети и анатомические структуры объединяются, чтобы сформировать мотивацию и последующее поведение?
Эти вопросы составляют основу того, что нейробиологи и нейропсихологи, специализирующиеся на изучении мотивационного желания знать, эмпирически исследовать, анализировать, как «ум» облегчает мотивацию и его близкие родственники называют эмоциями. Для получения дополнительной информации см. человеческие эмоции и мозг.
Но исследование человеческого разума для получения подсказок к мотивации только недавно предприняло значительные шаги в областях научного исследования. Эти шаги сопровождались внедрением технологий нейровизуализации, которые дают исследователям живые изображения рабочего мозга в реальном времени. Используя эти устройства нейровизуализации в сочетании с мотивационными тестами и задачами, исследователи теперь изучают мотивацию способами, о которых ранее, ничего не было известно.
Изучение мотивации и поведения
До недавнего времени исследователи использовали животных исключительно для изучения мотивации. Создавая систему вознаграждений, наказаний и предпосылок, психологи использовали животных для создания достаточной мотивации поведения, с точки зрения достижения вознаграждений или избежания наказаний.
Собаки Павлова являются классическим примером описанного обучения. Иван Петрович Павлов, российский физиолог, психолог и врач, изучал, как собаки источали слюну, когда он показывал им еду, которую они считали желанной. Следовательно, они должны были предварительно пробовать пищу, считать ее желаемой, и когда ее снова подавали им, они источали слюни. Слюнотечение у собак также могло быть обусловлено светом. Если бы Павлов каждый раз зажигал свечу, перед тем, как дать собакам вкусную еду, они вскоре бы начали выделять слюни, просто при виде или звуке стимулирующего предмета. Он назвал стимул «усилителем».
В примере Павлова, пища является первичным или безусловным усилителем, а свет-вторичным или обусловленным усилителем. Первичные усилители мотивируют поведение без какого либо обучения, в то время как вторичные усилители мотивируют только после обучения или мотивированния.
Ученые продолжили выводы Павлова, обучая животных, таких как крысы, выполнять определенное действие, чтобы получить награду или наказание. Например, они обучали крыс нажимать на рычаг для получения пищевых гранул. Этот способ называется инструментальным обучением.
Из этих экспериментов на животных, нейробиологи экстраполировали первичные и вторичные усилители поведения человека. Люди изучают сигналы, которые приводят к положительным и отрицательным результатам, становясь мотивированными действиями и поведением, которые дают положительные результаты. Люди также быстро узнают, что вызывает негативные последствия, и пытаются уменьшить или избежать поведения, приводящего к неприятным результатам.
Тем не менее, исследования с использованием людей остаются неясными из-за этических последствий. Например, держать пищу в дали от людей или наказывать их такими вариантами, как электрический ток, чтобы научить их избегать определенного типа поведения, не являются применимыми вариантами.
Социальный контекст также играет роль в человеческом обучении. Например, в некоторых экспериментальных ситуациях, люди будут делать выбор, чтобы не выглядеть глупо. Однако сейчас нейропсихологи используют эффективные инструменты для измерения мотивации человека.
Игровая задача Айовы является одним из таких примеров, в настоящее время наиболее широко используемый инструмент для понимания того, как люди используют награды и наказания, чтобы изменить поведение.
Игровая задача Айовы
В игровой задаче Айовы, исследователи используют четыре колоды карт и игровые деньги. Участники теста выбирают карты из колоды, которые неизвестные им, и маркируются соответствующим образом: две колоды имеют высокий риск; две колоды имеют низкий риск.
Исследователи говорят участникам, что каждый раз, когда они выбирают карту, что они выиграют игровые деньги, но иногда выбор карты приведет к потере денег.
Колоды с высоким риском предлагают самые высокие денежные вознаграждения, но и самые большие штрафы. Цель состоит в том, чтобы заработать как можно больше денег, и участники быстро узнают, что, выбирая из колод с высоким риском, они зарабатывают большие суммы денег, но могут потерять и самые большие суммы. По ходу игры, участники будут зарабатывать больше всего и иметь наименьшее количество штрафов, выбирая из колод с низким риском.
Обычные участники, выбирающие карты из каждой колоды, узнают после 40 или 50 попыток выбрать карты, какие колоды имеют самый стабильный доход с наименьшими штрафами. Тем не менее, участники теста с поврежденной областью префронтальной коры головного мозга в лобных долях, также называемой орбитофронтальной корой (OFC), из-за ее расположения выше глазницы, продолжают выбирать из плохих колод.
Некоторые нейробиологи приписывают эти результаты тем фактом, что люди с дисфункцией OFC не связывают собственное поведение с будущими последствиями, также очевидно в их повседневной жизни. Однако эти результаты все еще обсуждаются в научном сообществе, и многие до сих пор не убеждены в прямой причинной связи между дисфункцией OFC и планированием будущих последствий.
Ряд нейропсихологических исследователей используют Игровую задачу Айовы, в сочетании с функциональной магнитно-резонансной томографией, или fMRI, для наблюдения за областями мозга, когда они выполняют Игровую задачу Айовы, используя различные исследовательские парадигмы. Например, некоторые исследователи наблюдают только здоровых добровольцев, в то время как другие наблюдают людей с психическими расстройствами, такими как шизофрения и обсессивно-компульсивное расстройство.
Научное решение
Однако, используя fMRI для того чтобы испытывать участников, оперируя понятиями основных усилителей, таких как еда или вода, представляет некоторые затруднения для ученых.
Они находили путь вокруг этого ограничения путем изобретать изучения которые активируют чувства вкуса и запаха. Ученые знают, что орбитофронтальная кора (OFC) содержит рецепторы вкуса и запаха, поэтому они разрабатывают эксперименты, которые проверяют “сенсорную насыщенность” с использованием этих рецепторов.
Например, поедание одного печенья заставляет вас желать другого, но после употребления определенного количества печенья, они становятся более не привлекательны. Одно исследование предоставило участникам много еды, и потом использовало запахи еды, съеденной во время трапезы, чтобы изучить мотивацию людей по результатам fMRI. Результаты OFC, во время присутствия запахов, становилась все более ограниченными, указывая на доказательства того, что OFC участвует в мотивации для побуждению к действиям.
Другие исследователи отошли от использования продуктов питания в качестве основного подкрепления в исследованиях, вместо этого обратившись к использованию денежных вознаграждений. Деньги не являются основным усилителем, потому что они не отвечают физиологической потребности, однако, это сильный мотивирующий стимул поведения.
Повреждения миндалин, эмоции и мотивация
Как отмечается в следующей статье, посвященной эмоциям, исследования, проведенные на лицах с черепно-мозговыми травмами миндалины, субкортикальной структуры лимбической системы, демонстрируют дисфункциональную эмоциональную обработку.
Аналогичным образом, исследования мотивации в частности, обусловленного обучения, показывают, что некоторые пациенты с повреждением миндалевидного тела имеют нарушения в обусловленном обучении, касающиеся как положительных, так и отрицательных усилителей. Сегодня исследователи исследуют эту связь между миндалиной и мотивацией, и как повреждение этой глубокой структуры мозга одновременно вызывает эмоциональные нарушения.