Всем известно: одни люди способны с легкостью изучить несколько языков до уровня «свободное общение», а другим упорные многочасовые ежедневные занятия не приносят никаких результатов. В чем же проблема? Дело в том, что при изучении иностранных языков большую роль играет интуитивное владение языком, т.е. понимание речи на подсознательном уровне.
В процессе обычного изучения языка человек осваивает грамматику, правила построения предложений, заучивает слова. При этом активируется аналитическая часть мозга. Анализ того, что ты говоришь или слышишь, тоже важен, но он сильно замедляет языковой процесс. Аналитическое знание позволяет исправлять речевые ошибки. Однако заучивание словоформ еще не гарантирует того, что на практике человеку не составит труда выразить свои мысли или просьбу о помощи. Например, если человек знает слова и умеет спрягать глаголы, то это еще не значит, что в словесном потоке он сможет расчленить отдельные словоформы. То есть знание языковой теории – это еще не знание самого языка.
При изучении языка необходимо, прежде всего, развивать языковую интуицию, которая позволяет понимать неизвестные человеку языковые обороты. Развитие языковой интуиции имеет большое значение не только в освоении иностранных языков, но и родного. Особенно важно это для развития детей.
Детская языковая интуиция
Языковая интуиция – универсальная способность человека. Однако отмечено, что наибольшие способности к языкам проявляются в детском возрасте. Дети учатся языку, копируя речь взрослых. Языковая интуиция при этом проявляется в своеобразном словотворчестве: дети улавливают малейшие оттенки словоформ, а когда возникает необходимость вспомнить то или иное слово, они используют суффиксы и окончания, которые выражают определенный оттенок мысли или образа. Вновь полученные таким образом словоформы – не выдумка ребенка, а лишь подражание знакомым словам.
Для развития детской языковой интуиции в начальной школе используют определенные упражнения. Например, составление рассказа по картинкам. При этом обращают внимание на то, какую мысль ребенок поставит в основу рассказа, как озаглавит его и почему именно так.
В дошкольном возрасте лучшее средство развития языковой интуиции – художественная литература: от того, какие сказки и стихи читают малышу, зависит умение ребенка в будущем правильно выражать свои мысли.