Феномен интуиции, и ее взаимодействие с разумом интересовало философов с глубокой древности. Долгое время единственным объяснением интуиции было ее толкование Платоном (427 – 347 до н.э.). В его понимании интуиция – это способ познания истины во всех первоосновах бытия: прошлом, настоящем и будущем времени, жизни и смерти, пространстве и времени, вечности и др. Интуитивный опыт трактовался как узнавание бессмертной душой собственных знаний, приобретенных ею за время прошлых перевоплощений: кое-что из этого опыта душа «вспоминает» в моменты озарения (вдохновения). Сегодня, спустя 15 столетий со времен Платона, подобные «воспоминания» получили название «инсайт».
Учения Платона поддерживал Сократ, считавший интуицию инструментом «целостного познания себя». Он отмечал, что интуиция – это некий внутренний голос, который удерживает человека от тех или иных действий, но ни к чему не побуждает. Сократ сам внимательно прислушивался к этому внутреннему голосу и описывал его, как «демона, сидящего внутри». О Сократе известно немного. Многие современные ученые ошибочно делают выводы, что он был противником интуиции, заменив ее логикой. По немногим источникам, дошедшим до наших дней, можно сказать обратное: он призывал людей прислушиваться к голосу разума, развивать его. Именно Сократу принадлежит идея о том, что «в споре рождается истина».
Аристотель (384 – 322 до н.э.), бывший учеником Платона, не разделял его идеи мистического объяснения феномена интуиции. Он считал интуицию иррациональным явлением, противоречащим логике и здравому смыслу, и именно он заложил основы современной рациональной цивилизации, добившись того, что интуицию стали считать шарлотанством и отвергли как науку. В дискуссиях с Платоном Аристотель доказывал, что научное познание основ бытия невозможно, поскольку они аксиоматичны. Он противопоставлял логическое знание интуитивному и считал, что только логическим путем можно «ухватить» основы знания.
Августин Блаженный (350 – 430) и Фома Аквинский (1225 – 1274) поддерживали идеи Платона о Бессмертной душе. Представители раннего христианства, они считали, что познание истины происходит через божественную благодать, которую «невозможно доказать силой ума». Сама душа выступала при этом неким хранилищем информации, истинного знания (но при условии желания Души обладать этими знаниями).