Исследователями было замечено, что в творческом процессе озарение не является неожиданной вспышкой – это долгий и зачастую довольно мучительный процесс: чем больше усилий прилагается для поиска единственно верного решения, тем больше вероятность оказаться в тупике.
Грэхем Уоллес, американский исследователь, в 1926 г. выделил четыре этапа интуиции.
1 этап. Сознательная работа над проблемой.
На этом этапе происходит постановка вопроса и сбор необходимой информации. При этом очень важно правильно сформулировать вопрос, на который необходимо ответить. Как правило, при решении кокой-то задачи возникает масса вопросов, отсюда и сложность в поиске ответа. Если из них выделить один, наиболее значимый, то, по словам Альберта Эйнштейна, «ответ можно найти за пять минут».
2 этап. «Переваривание» проблемы
Во время этого периода происходит бессознательное осмысление проблемы. На данном этапе ум человека переключается на что-то другое, чтобы спустя какое-то время взглянуть на проблему свежим взглядом. Возникает чувство застоя, тупика, и вместе с тем – усиливается желание найти решение. В этом случае помогает небольшой перерыв, как гласит народная мудрость – «Утро вечера мудренее».
3 этап. Озарение (вдохновение)
Озарение приходит неожиданно, ослепительно, словно вспышка молнии, и часто сопровождается непривычным внутренним состоянием. В один момент человек получает ответы на все имеющиеся вопросы. В древности момент озарения отождествляли с посещением Музы, открывающей человеку все тайны вселенной. Озарению обычно предшествует некое предчувствие чего-то важного, что вот-вот должно свершиться.
Идеи, приходящие в момент вдохновения, не имеют границ, а иногда и четких образов. Ответ на волнующий вопрос может прийти в виде символа или обобщенного действия. Как писал Дмитрий Менделеев: «Таблица в голове сложилась, а выразить не могу…».
4 этап. Проверка
На этом этапе происходит переосмысление идеи, полученная информация обретает форму. В этот период начинается осмысленная, сознательная работа: научное открытие обосновывают, художественное произведение приобретает окончательную форму и т.д. Результат озарения необходимо проверить, развить и применить. Этот этап особенно важен, так как полученное решение может оказаться ошибочным (это особенно важно в точных науках – математике, физике и др.).