Добрый вечер, уважаемые читатели блога Прокачай свой мозг. Продолжаем темы фантазии и реальности с точки зрения нашего мозга, начатую в прошлой статье. Исследования, о которых там упоминалось дали следующие результаты:
У добровольцев отвечающих на вопросы о своих друзьях и близких, происходила сильная активность в обоих найденных участках мозга, намного более сильная чем в случае со знаменитостями и выдуманными героями. То есть, наши когнитивные знания о реальных персонажах более обширны и разнообразны, чем о знаменитостях и тем более о вымышленных персонажах.
Но эти результаты, как это часто и бывает, породили волну новых вопросов
«К примеру, мои представления о своей матери и о Джордже Буше «более реальны» чем о Золушка, но по какой причине Джордж Буш является для мене «менее реальным» нежели моя мать?», говорит Анна Абрахам. «В конце концов, оба они существуют в действительности. Может быть, потому что я никогда с ним не встречалась? Или потому что я знаю о нём гораздо меньше? Стал бы он для меня более значимым в случае более интенсивного влияния на мою страну? Все эти вопросы остаются открытыми до тех пор, пока мы не найдём более точное определение «реалистичности». Однако проведённые исследования уже показали, что единственным фактором, воздействующим на моё восприятие той или иной личности, определяется степенью персональной значимости этой персоны для меня».
Но персональная значимость не обязательно может соотноситься с реальным существованием персонажей, потому что для части людей, например, для хронических любителей компьютерных игр или очень религиозных людей, персональная значимость ряда выдуманных персонажей может быть намного выше. И это было подтверждено исследованиями, в которых у игрока в World of Warcraft персонажи игры вызывали значительно более сильный отклик в исследуемых участках мозга, чем реальные люди.
Но результатов, полученных в проведенных исследованиях, пока явно мало, чтобы установить однозначную зависимость между жесткостью в виртуальном и реальном мире.
Чтобы ответить на этот вопрос ученым необходимо для начала, что же в действительности означает виртуальная жестокость, она остается лишь переживание во время игры или просмотра фильма, или же преобразуется в фантазии о возможности проявления жестокости к окружающим в реальном мире.
Помимо понимания как наш мозг различает реальность и вымысел, проведенные исследования помогли понять, каким же образом работает наша «мозговая сеть по умолчанию» и как мозг взаимодействует с amPFC/PCC-участками.
«Мозговая сеть по умолчанию» — это участки мозга, которые бывают наиболее активны во время отдыха (пассивные периоды) или выполнения несложных задач. Во время таким периодов наш мозг склонен к «мультизадачности», то есть, к планированию будущего, размышлению о себе или воспоминаниям о прошлом.
Так вот, в ходе исследований выяснилось, что amPFC/PCC-участки мозга автоматически задействовались в тот момент, когда добровольцы видели чье-то имя, даже если в данный момент испытуемые не думал о своих взаимоотношениях с владельцем данного имени. То есть персональная значимость не имеет никакого значения для данной задачи, но возможно, может быть объяснена «упреждающими» действиями мозга. Поэтому «мозговая сеть по умолчанию» вполне может играть роль в автоматическом пробуждении каких-либо ассоциаций, побуждающих быстрое реагирование на возникающие события, если того потребует ситуация.
Дальнейшие исследования направлены на углубленное исследование людей, имеющих высокую степень персональной значимости на вымышленные персонажи. Для этого ученые планируют сравнить две группы добровольцев: закоренелых компьютерных игроков и новичков в этой области.
Также ожидаются интересные результаты от сравнения групп добровольцев с разными интересами и профессиями.