Многие люди слушают музыку во время выполнения заданий, например, при подготовке к экзамену, при вождении автомобиля или даже чтения книг. Множество из музицирующих людей утверждает, что музыка на заднем плане, помогает им лучше сосредоточиться.
Но как музыка помогает усилить внимание? Почему отвлекающий от работы фактор, помогает вам сосредоточиться, а не наоборот? Некоторые люди, которые слушают музыку достаточно давно, признаются, что отсутствие музыки, не дает им сконцентрироваться на деле. Так что же в действительности происходит?
Непонятно, почему мозг любит музыку, хотя это утверждение очевидно для миллиардов людей на планете. Интересно, что мозг предпочитает определенный спектр звуков. Эксперименты Марии Витек и ее коллег показывают, что музыкальная дорожка должна содержать средний уровень синкопирования, для того, чтобы вызвать удовольствие у прослушивающих ее людей, и даже вызвать ритмичные движения в такт музыке. По-русски это означает, что музыка должна быть задорной и веселой в меру, без преувеличения, чтобы сподвигнуть их танцевать.
Возможно, ваш опыт с прослушиванием музыки, может подтвердить эту теорию. Простые, монотонные ритмы, например, как прослушивание метронома, не вызывают большого интереса у людей, ведь они производят низкий уровень синкопирования и, конечно, не смогут заставить вас пуститься в пляс. Напротив, хаотичная и непредсказуемая музыка, такая как джаз, имеет высокий уровень синкопирования, может быть чрезвычайно отталкивающей, для того, чтобы побудить к танцу.
Обратить внимание
Но почему музыка помогает нам лучше сосредоточиться? Один из предположительных аргументов, в первую очередь связан с вниманием.
При всех своих удивительных способностях мозг действительно не развился до того уровня, чтобы воспринимать абстрактную информацию или обрабатывать ее в течении длительных периодов, размышляя об одной теме. Кажется, что у людей задействованы две системы внимания: сознательная — позволяющая нам сознательно направить внимание на познание, для повышения сосредоточения, и бессознательная — свободно переключающее внимание, исходя из наших переживаний и чувств, которая также значимо в нашей жизни. Бессознательное внимание, более эффективно, так как теснее связано с эмоциональной обработкой, нежели с мыслительными рассуждениями, поэтому оно работает намного быстрее. Например, когда вы слышите шум, находясь дома один, то обращаете на него внимание задолго, до то как сможете распознать причину издающую звук. Это функциональная, естественная особенность организма.
Проблема заключается в том, что в том время, когда наше сознательное внимание сосредоточено на поставленной задаче, бессознательная система внимания не выключается, — она все еще находится в режиме онлайн, сканирую все окружающие, периферийные ощущения. И если то, что мы делаем, неприятно или скучно, то нам приходиться усилием воли заставлять внимание оставаться прикованным к рассматриваемому предмету, но бессознательная система внимания более мощная, чем сознательная, поэтому мыслительное или внешнее отвлечение, должно быть более слабым, чтобы наше внимание оставлялось прикованным к объекту.
Вы когда-нибудь работали в офисе открытой планировки над очень важной задачей, чтобы понять, как можно медленно сойти с ума от сотрудника, который постоянно заваривает кофе, или подстригает ногти? Что-то совершенно безобидное, внезапно становится гораздо раздражающим, особенно во время работы над чем-то, когда вы пытаетесь сосредоточиться над работой, которая не сильно нравиться вашему мозгу.
Музыка может помочь преодолеть подобные ситуация, путем создания музыкального шума, создающего приятные ощущения, чтобы нейтрализовать способность бессознательной системы отвлекать вас на посторонние раздражители. Это можно сравнить с покупкой ребенку новой игрушки, чтобы отвлечь их изучением нового предмета, пока вы занимаетесь необходимой работой без их беспокойного участия.
Музыкальные жанры
Тем не менее, это не простой выбор любого дешевого музыкального прибора с трещащими звуковыми излучателями, для отвлечения внимания. Многие компании пытались использовать розовый шум – менее резкую версию белого шума, при этом включая его на рабочем месте, чтобы уменьшить отвлекающие факторы и повысить производительность работников. Но разность мнений в этой разработке, не дает подтверждения ее эффективности.
Кажется очевидным, что воспроизводимый тип шума, или музыки, является важным фактором в прослушивании. Несмотря на то, что это может показаться очевидным, но если кто-то слушает классическую музыку на рабочем месте, то это не выглядит странным, как например, если бы человек слушал музыку в жанре трэш-метал.
В то время как характер и стиль музыки может вызвать определенную активность в мозге (музыка в жанре фанк заставит вас танцевать, грустная музыка погрузит вас в меланхоличное состояние, мотивационная музыка активирует ваше желание, чтобы поддерживать себя в форме), некоторые из исследований показывают, что это действительно относиться к личным предпочтениям. Жанры или группы которые вы любите, раскрывают ваше внимание, в то время, музыка лишь в малой степени может помешать вам при исполнении работы. Учитывая крайние различия в музыкальных предпочтениях от одного человека к другому, и многожанровость, присутствующие инструменты, а также вокальных исполнителей и смысловых текстов, очевидно, что можно столкнуться с очень разносторонними резульататми.
Музыка также оказывает большое влияние на личное настроение, по-настоящему мрачная музыка может подорвать ваш энтузиазм во время выполнения задачи. Броские тексты и эмоциональность голоса певца, также могут оказать дополнительное воздействие на вашу работоспособность. Музыкальные произведения, без вокала воспринимается намного проще, нежели наличие человеческой речи и вокализации, — то что отвлекает наши мозги во время прослушивания.
Музыка из игр
Некоторые люди утверждают, что одним из лучших музыкальных жанров для концентрации являются саундтреки к играм (музыка из игр). Возможно, это имеет какой-то смысл, если рассматривать изначальное предназначение саундтреков, — помочь воссоздать захватывающую среду и облегчить работу внимания, которое необходимо, чтобы пройти игру на одной ноте.
Технически ограниченные, ранних игровых консолей, предполагали конвертацию музыки в более упрощенную форму (вспомните такие игры, как Тетрис, Марио, или Контра). В некотором, дарвиновском смысле, музыка в видеоиграх была усовершенствована в течение десятилетий, чтобы звучать более приятно и будоражащей, но не отвлекающей от прохождения разработанной игры. Композиторы (вероятно, непреднамеренно) манипулировали системой внимания, привлекая фокус на разворачивающиеся события в графической оболочке, на протяжении многих лет.
На сегодняшний день существует тенденция, что узкая специализация создания музыки для отдельной игры приходит в упадок, разработчики игр свободно выбирают различные жанры — от оркестровых произведений до хип-хопа. Задача при выборе музыкального произведения для увеличения внимания заключается в тонком балансе между стимуляцией и присутствующем отвлечении. Чтобы достичь этого компромисса, музыкальные композиторы, создающие музыку для игр, должны будут оставаться сосредоточенными (очень иронично).