Человеческий мозг сложен. Наряду с выполнением миллионов ежесекундных действий, он сочиняет музыку, выпускает манифесты и предлагает элегантные решения уравнений. Это источник всех человеческих чувств, поведения, переживаний, а также хранилище памяти и самосознания. Поэтому неудивительно, что мозг сам по себе остается загадкой. К этой тайне часто слышится утверждение, что люди используют «только» 10 процентов своего мозга. Если бы только обычные люди могли использовать эти остальные 90-то процентов, они тоже могли бы стать учеными, которые помнят до двадцатитысячного знака после запятой или, возможно, даже обладают телекинетическими способностями.
Несмотря на заманчивую идею, «миф о 10-ти процентах» настолько ошибочен, что почти смехотворен, — говорит невролог Барри Гордон из Медицинской школы Джона Хопкинса в Балтиморе. Хотя нет определенного виновника, на которого можно было бы возложить вину за создание этой легенды, эта идея была связана с американским психологом и писателем Уильямом Джеймсом, который утверждал в труде «Энергиях людей (The Energies of Men)», что «мы используем лишь малую часть наших доступных возможностей». Это также было связано с Альбертом Эйнштейном, который предположительно использовал процент о мозговой активности, чтобы объяснить свой космический высокий интеллект.
Устойчивость мифа, — говорит Гордон, — проистекает из представлений людей о собственном мозге: они видят в собственных недостатках свидетельство неиспользованного серого вещества. Это ложное предположение. Однако верно то, что в определенные моменты чьей-либо жизни, например, когда мы просто отдыхаем и думаем, то мы можем использовать только 10-ть процентов нашего мозга. «Оказывается, что мы используем практически все части мозга, и что [большая часть] мозга активна почти все время», — добавляет Гордон. «Скажем так: мозг составляет три процента веса тела и использует 20-ть процентов энергии тела». Средний человеческий мозг весит около трех фунтов и включает в себя здоровенный головной мозг, который является самой большой частью и выполняет все высшие когнитивные функции; мозжечок, отвечающий за двигательные функции, такие как координация движений и равновесие; и ствол мозга, предназначенный для непроизвольных функций, таких как дыхание. Большая часть энергии, потребляемой мозгом, обеспечивает быстрое возбуждение миллионов нейронов, взаимодействующих друг с другом.
Ученые считают, что именно такое возбуждение и соединение нейронов дает начало всем высшим функциям мозга. Остальная часть мозговой энергии используется для управления другими видами деятельности — как бессознательными, такими как частота сердечных сокращений, так и сознательными, такими как вождение автомобиля. Хотя это правда, что в любой данный момент все области мозга не активируются одновременно. Исследователи мозга, использующие технологию визуализации, показали, что, как и мышцы тела, большинство из нейронных связей постоянно активны в течение 24-часового периода.
«Доказательства показывают, что в течение дня вы используете 100-то процентов мозга», — говорит Джон Хенли, невролог из клиники Майо в Рочестере, штат Миннесота. Хенли объясняет, что самосознание или соматосенсорные области, которые помогают людям ощущать свое окружение, активны. Возьмем, к примеру, простое наливание кофе утром: когда вы идете к кофейнику, тянетесь к нему, наливаете напиток в кружку, даже оставляя дополнительное место для сливок, — затылочные и теменные доли, моторно-сенсорная и сенсорно-моторная кора, базальные ганглии , мозжечок и лобные доли активируются. Молниеносная буря нейронной активности происходит почти во всем мозге в течение нескольких секунд. «Но это не означает, что если бы мозг был поврежден, вы бы не смогли выполнять повседневные обязанности», — продолжает Хенли. «Есть люди, которые повредили свой мозг или у которого были удалены его части, и они все еще живут довольно нормальной жизнью, но это потому, что у мозга есть способ компенсировать, и брать на себя дополнительную активность».
Способность составить карту различных областей и функций мозга является неотъемлемой частью понимания возможных побочных эффектов, даже если данная область начнет отказывать. Специалисты знают, что нейроны, выполняющие схожие функции, склонны группироваться вместе. Например, нейроны, контролирующие движение большого пальца, располагаются рядом с нейронами, контролирующими указательный палец. Таким образом, при операциях на головном мозге нейрохирурги тщательно избегают нейронных кластеров, связанных со зрением, слухом и движением, что позволяет мозгу сохранить как можно больше своих функций.