Деконцентрацией внимания (ДКВ) называется Состояние Созерцания, определенное состояние человеческого сознания, при котором внимание равномерно распределяется по всем органам чувств. Сознание при этом не притупляется, сохраняя возможность адекватно реагировать на любую возникающую ситуацию.
Во время концентрации внимания мы полностью погружаемся в процесс. В Состоянии Созерцания же мы не сосредотачивается целиком на процессе. Что бы ни происходило вовне, мы понимаем, где и что сейчас реально происходит, локализуя ситуацию. Другими словами, мы остаемся психологически устойчивыми в любой среде.
Перед началом изучения техник деконцентрации внимания в первую очередь следует ознакомиться с техниками концентрации внимания (КВ), так как ДКВ – феномен вторичный и обратный приемам КВ.
Способы концентрации внимания преследуют различные цели и изменяются соответственно им. Упражнения КВ соотносятся с ДКВ не только по причине вторичности последних, но и для получения критериев эффективности и силы. Кроме того, согласно цепочкам КВ можно построить и противоположные цепочки — упражнения ДКВ.
В случае если внимание рассматривается как процесс выбора и удержания в поле зрения заданной фигуры, то естественными критериями силы концентрации внимания (КВ) можно назвать достаточно длительное время удержания и сложность выбранной для концентрации фигуры. На основе этих критериев легко построить цепочки упражнений, позволяющие развить способность концентрации внимания и оценить ее силу по определенной шкале. При этом упражнения должны иметь уровень эффективности по всем критериям, убедительный как для оператора, так и оценивающего его работу инструктора и организатора процедуры.
В первой цепочке упражнений в качестве зрительного объекта для продолжительного удержания внимания используют альтернативные версии образов, появляющихся на визуальных фигурах типа куба Неккера, либо просят целенаправленно выделить конкретную фигуру из визуальной среды, состоящей из похожих элементов. Кроме того, существует вариант сохранения доминирования левого или правого глаза при совмещении (за счет сведения или разведения глазных яблок) изображений, одной формы, но различного цвета.
С помощью этих упражнений, оператор может оценить реальность, эффективность и силу КВ, сравнивания время удержания с контрольными замерами. Личный ритм частоты переключения на альтернативные образы может колебаться в достаточно широких рамках – от нескольких десятков и до 1 или 2 раз в минуту. Однако выход за пределы индивидуальной ритмики удержания выбранного образа у разных людей может быть соизмерим. Попытки подавить переключение на другие образы являются, по сути, подавлением колебаний внимания.
Первый достаточно объективный критерий эффективности длины концентрации внимания вводится во второй цепочке упражнений. На экран монитора выводят движущуюся картинку, где перемещаются без заданного порядка 10-12 одинаковых фигур, допустим, точек. Испытуемым нужно долгое время удерживать внимание на одной из них. Иногда используют более сложный вариант – 2 или 3 точки. Через некоторое количество занятий, испытуемому предлагается найти среди множества фигур заданную. Понятно, что сделать это можно только в случае длительного концентрирования на ней.
Эти две цепочки упражнений основаны на одном конкретном феномене – колебаниях внимания, подверженных определенному ритму, которые невозможно устранить в естественных условиях. Упражнения нужны не для устранения этих колебаний, а для повышения начального уровня, который служит точкой отсчета размаха колебаний. Поскольку упражнения зависят от повышения этой точки отсчета – можно сказать, что они идентичны. Длительность концентрации на движущейся фигуре зависит только от долготы удержания высокого базового уровня внимания.
Вторым критерием силы концентрации внимания называют усилия формирования целой, не дробимой фигуры. Для целого восприятия фигуры требуются перцептивные силы, под действием которых спонтанно формируются целостные фигуры. Силы эти действуют на основе определенных законов, которые можно изучить в гештальт-психологии. В случае же, если перцептивные силы выражены не ярко – нужны целенаправленные усилия для создания целостного образа. Кроме того, образ может быть создан и вопреки перцептивным силам, исключительно благодаря волевым усилиям. Понятно, что действия оператора в этих ситуациях различны, и как следствие, различна проводимая психической системой работа. Энергетические ресурсы, необходимые для работы внимания не бесконечны, время концентрации на сформированной фигуре будет обратна усилиям, которые тратит оператор для её сохранения. Так можно выстроить ряд фигур по степени потраченных усилий.
В измененной второй цепочке упражнений происходит более объективная оценка выбора заданных фигур. Испытуемый должен суметь сохранить концентрацию на двух или трех движущихся точках или других фигурах среди 10 -15 таких же. То, настолько хорошо испытуемый справится с задачей – целиком и полностью зависит от выбранной им стратегии наблюдения. Если оператор будет быстро перескакивать взглядом с одной точки на другую, то потеряет концентрацию. Наиболее рациональный выход – создать из этих точек целостную фигуру и сохранять её при хаотичном их движении среди нескольких таких же. Если представлять эти точки как концы определенного отрезка или как вершины треугольника, изменяющегося в перемещении, то будет нетрудно свести сложнейшую задачу концентрации внимания к более простой, доступной, где перцептивные органы не будут находиться на граны возможностей. Другими словами, в такой стратегии, оператор сосредоточит свое внимание не на трех-двух объектах, а на одном. Однако если число точек больше трех, сохранять внимание на столь сложной фигуре уже почти невозможно. И тут нам поможет иная стратегия – прием деконцентрации внимания.
Выполнение упражнений, описанных выше, дает испытуемому опыт интенсивной концентрации, а организатору – количественные характеристики силы и устойчивости концентрации внимания для каждого из участников упражнений.
Как уже говорилось, прием деконцентрации внимания – обратен концентрации. Если для КВ необходимо сосредоточиться на одной (2-3) фигуре, отрешаясь от остальных, то в упражнениях дКВ происходит процесс отторжения фигур как отдельных элементов, и все фигуры превращаются в однородный фон (в смысле восприятия их перцептивными органами чувств).
В то время как процесс образования и выбора определенных фигур, то есть концентрации, спонтанен, процесс деконцентрации требует более серьезных, изощренных усилий. Однако критерии оценки не изменяются, это все так же длительность подавления спонтанного формирования фигур и подавление перцептивных чувств, формирующих гештальт.
Процесс деконцентрации внимания является процессом равномерного распределения внимания по всей периферии перцептивных чувств. Как правило, в изучении деконцентрации первый делом знакомятся с работой в визуальном поле. Чтобы начать работу обычно провоцируют два наиболее распространенных процесса дКВ – это попытки сосредоточиться на периферийном зрении, которое обычно воспринимает именно фоны или же попытки концентрации на 5-9 объектах одновременно, что приводит к кратковременным возникновениям деконцентрации внимания. Эти процессы были взяты за основу при создании упреждений для устойчивых навыков деконцентрации.
Для обучения используют поля с разной степенью зрительной организации, чтобы появлялись перцептивные силы формирования гештальтов. Поля сортируются по степени выраженности этих сил. Для начала следует равномерно распределить внимание по периферии зрения. Начинающие испытуемые редко обладают опытом деконцентрации, и не всегда могут выполнить инструкции типа «распределить внимание по периферии поля зрения». При состояниях, близких к дКВ, необходимо просто сосредоточится на четырех точках зрения: снизу, сверху, слева и справа. После этого, зона внимания расширяется на всю периферию поля зрения и необходимо лишь дополнительное усилие воли, чтобы заполнить и центральные области поля зрения.
Так как дКВ – прием, противоположный КВ, критерии успешности в ней обратны. Основной критерий – отсутствие фигур-гештальтов в поле зрения. В случае если визуальный фон превращается в однородную картину на достаточно длительное время – испытуемые часто впадают в специфическое состояние, похожее на медитативный транс сознания. После этого деконцентрация может поддерживаться достаточно долго без особых усилий – до нескольких десятков минут.
Объективно оценить дКВ сложнее, чем КВ, так как и в профессиональной, и в просто бытовой среде редко требуется подобное состояние. Критерий эффективности практически не рассматривается, задачи, где деконцентрация внимания необходима – встречаются не часто. Примером может послужить изучение быстрой техники чтения.
Ведущим упражнением для одновременного развития навыков, отслеживания феноменов углубления дКВ и получения оценки степени, нами может быть использована модифицированная числовая таблица Шульте-Горбова.
В числовой таблице, объемом на 49 ячеек, с расположенными в случайном порядке красными числами от 1 до 25 и черными от 1 до 24, испытуемым предлагается одновременно просчитать две последовательности: красные от 1 до 25 и черные от 24 до 1, по очереди показывая места нахождения чисел. Обычно скорость просчета величина постоянная и практически не поддается тренировке.
В это упражнении испытуемый сначала равномерно распределяет внимание по таблице, начиная с периферии, и переходя к центру. При этом следует подавлять случайное проявление отдельных чисел. Для оператора деконцентрации происходит две фазы: сначала исчезают цветовые различия, затем – числа сливаются в единый фон. Когда таблица начинает восприниматься как чистый фон — задание начинает выполняться иначе, чем в обычное время. Взгляд больше не ищет числа последовательно, перемещая фокус по всему полю.
В состоянии деконцентрации, взгляд стабилизируется. Шарить глазами по полю, как правило, запрещено, поскольку разрушает состояние дКВ. При стабилизированном взгляде таблица начинает восприниматься как целостность элементов, не сливающихся друг с другом. При поиске происходит непосредственное выделение числа из общей массы.
Этот момент очень важен — именно сейчас испытуемый сталкивается с феноменом восприятия без осознания и спонтанным переводом восприятия в осознанную форму. То есть испытуемый знает, где именно находится нужное число, но не видит его. Вместе с тем, знание о расположении тянет за собой восприятие его как отдельного числа, выделяемого из общего фона.
Кроме необычного и важного опыта, испытуемый сталкивается с практическими аспектами возможностей использования деконцентрации. Поиск чисел, а в более широком варианте – поиск информации среди информационного шума, становится более эффективным. Сначала скорость просчета и чтения снижается, а затем наблюдается резкое увеличение, в среднем до 38%.
Несмотря на то, что результаты могут отличаться из-за контингента операторов, их мотивации и профессионализма, они весьма впечатляют.
Более сложный, и вместе с тем более показательный вариант – четырехцветная 100-клеточная таблица (10х10), которая была специально разработана для этих целей. Здесь нужно произвести просчет четырех последовательностей одновременно: возрастающей, убывающей, расходящейся и сходящейся. Мало кто способен довести это задание до конца без специальной тренировки, а вот в состоянии деконцентрации процент выполнения с достаточно высокой скоростью достигает 70%.
Если для организатора важна динамика скорости просчета, то испытуемый получает важный субъективный опыт деконцентрации при сохранении ясного ума.
После достаточной отработки КВ и дКВ в раздельных упражнениях, операторы могут сочетать их для использования более сложных конструкций внимания. От концентрации внимания следующая цепочка упражнений ведет к формированию, удержанию и преобразованию визуальных эйдетических образов. Работа с деконцентрацией внимания становится основой для формирования навыков восприятия значимых колебаний фона, которые обычно проходят мимо неподготовленного оператора. Взаимопереходы КВ-дКВ являются базой для развития рефлексии, а формирование сложных сочетаний КВ и дКВ в пределах заданного поля восприятия становятся основой для управления «сгущениями» семантической энергии.
Более подробно познакомится с ДКВ вы можете в книге Олега Бахтярова «Деконцентрация»
Познакомится с таблицами Шульте можно здесь, скачать таблицы для работы здесь, а здесь есть программы
А здесь есть книга, в которой описаны способы работы с таблицей Шульте.