Каждый художник имеет собственный способ создания оригинальных идей, но то, что происходит внутри мозга, кажется совсем не оригинальным и не индивидуальным. В новых исследованиях ученые сообщают о шаблонах моделирования нейронной активности, которые используют те люди, которые наиболее часто проявляют свою творческую натуру.
«Мы определили модель взаимодействия мозга, которая изменчива у разных людей, но связана со способностью придумывать творческие идеи», — рассказал Роджер Битти, психолог из Гарвардского Университета. «Мы не можем точно предсказать, кто станет следующим Эйнштейном, но мы можем получить довольно хорошее представление о том, насколько гибко мышление данного человека».
Творческое мышление является одним из основных факторов, влияющих на культурные и технологические изменения, но деятельность мозга, которая лежит в основе мысли, трудно поддается для изучения. Стремясь пролить свет на творческий процесс, Битти объединился с коллегами из Австрии и Китая, чтобы отсканировать мозги людей, во время придумывании ими оригинальных идеи.
Ученые попросили добровольцев выполнить творческую задачу, в то время как они лежали внутри сканера мозга. В то время как машина записывала активность мозговых участков, у участников было 12 секунд, чтобы придумать наиболее образное использование для объекта, который появлялся на экране перед ними. Затем три независимых судьи оценили их ответы.
Одним из барьеров для творческого мышления является легкость, с которой общие, не оригинальные мысли наполняют умы людей. Некоторые люди в исследовании не смогли обойти эти мысли. Например, при запросе на использовании щетки для керлинга, мыла и фантика жевательной резинки, менее творческие люди дали стандартизированные ответы, вроде «помыть ноги», «надуть пузыри». Для тех же предметов, более оригинальные мыслители, предложили систему фильтрации воды, уплотнение для почтовых конвертов и создание антенного провода.
Как сообщается в трудах Национальной Академии Наук, исследование выявило отчетливые закономерности мозговой деятельности у наиболее и наименее творческих людей. В очень оригинальных мыслителях, ученые увидели сильную связь между тремя мозговыми сетями. Один из них, известный как стандартный сетевой режим, связан со спонтанным мышлением и блуждающими мыслями, в то время как вторая сеть исполнительного контроля, активируется когда люди сосредотачиваются на своих мыслях. Третья, называемая выпуклой сетью, помогает определить, что лучше всего заслуживает вашего внимания.
Первые две из трех видов мозговых сетей, как правило, работают с акцентом в одну сторону, — рассказал Битти, — каждая из которых подавляет другую. Но сканирование показывает, что более творческие люди могут лучше задействовать обе сети одновременно. «Возможно, творческим мыслителям будет легче одновременно использовать эти ресурсы», — сказал он.
Первоначальное сканирование мужчин и женщин из Университета Северной Каролины было подкреплено дальнейшим сканированием у австрийских и китайских добровольцев. Чтобы убедиться, в том, что в исследовании приняли участие достаточно творческие люди, исследователи привлекли наибольшее количество художников, музыкантов и ученых. Теперь Битти хочет посмотреть на мозговую активность в различных творческих занятиях, таких как искусство и науки, и исследовать, помогает ли обучение повысить творческие способности.
В 2016 году Дэвид Мелчер, изучающий творчество в университете Тренто, определил мозговые сети, используемые в изобразительном искусстве. «Важный и открытый вопрос для будущих исследований заключается в том, передается ли эта способность мозга при решении творческих задач», — сказал он. «Учимся ли мы объединять наши используемые области мозга в творчестве, в новые области, когда учимся это создавать живопись или фристайл-рэп?»
«Во многих странах, включая США, проводилась образовательная политика, направленная на сокращение учебных часов по искусству и сосредоточение внимания на зубрежке для ежегодного тестирования базовых знаний», — добавил он. «Нам нужно понять, является ли творчество передаваемым навыком, способом использования мозга, который студенты учатся использовать в разных областях».