Люди прекрасно справляются с постановкой целей, но из действия не достаточно хороши для их достижения. Почему? Бесчисленные ресурсы были направлены на то, чтобы ответить на этот вопрос путем постановки его в академических областях, включая консалтинговую психологию, управление и социальную психологию. И даже эти усилия должны уйти в темень, из-за кумулятивного времени, затрачиваемым на размышление о каждом человеке, который поставил цель и не смог ее достичь.
В новой статье Журнала Психологии Консалтинга я даю концептуальную основу, объясняющую, почему изменение поведения может быть настолько тяжелым. Структура основывается на нейрофизических данных, а также на теории и исследованиях социальной, когнитивной и клинической психологии. Целью данного документа является предоставление консультантам и тренерам новые инструменты, основанных на фактических данных, которые помогут своим клиентам понять, почему они борются за изменение своего поведения. Воспроизведение основных факторов, которые затрудняют изменение поведения, может показать, как клиенты и тренеры могут работать вместе, чтобы преодолеть их.
Будучи исследователем, работающим по пути психологии и неврологии, я провел последние полтора десятилетия, учитывая, как знания о человеческом мозге могут информировать о вмешательствах в изменение поведения. Я обнаружил, что одним из наиболее полезных подходов является разделение изменений поведения на два широких компонента: желание и способ.
«Желание» относится к мотивационным и эмоциональным аспектам изменения поведения. Желание — это «почему» изменяется поведение. Почему поведение важно для вас? Почему вы хотите изменить? Почему сейчас?
Напротив, «способ» относится к когнитивным и информационным аспектам изменения поведения. Способ «как» изменения поведения. Как происходит изменение поведения? Какие навыки и возможности необходимы? Каков конкретный план?
И желание, и способ необходимы для успешного изменения поведения. Цель требует желания и способа. Но нейронаука показала, что мозговые системы, участвующие в этих двух сторонах монеты изменения поведения, полностью отличаются друг от друга. Аналогичным образом, вмешательства, которые тренер может использовать, чтобы помочь клиенту, который борется с изменением поведения, были бы очень разными, если бы проблема была связана с волей или способом.
Первым шагом для тренера является определение характера проблемы. Является ли препятствием изменение количества знаний, навыков или возможностей? Затем можно определить инструменты для решения этих проблем. В качестве альтернативы, возможно, клиент знает, что делать и как это делать, но просто не может. Тогда мотивационная программа в порядке. И варианты не являются взаимоисключающими: иногда помимо поиска мотивации требуется и повышение квалификации. Но даже в этом случае может оказаться полезным признать различие между ними и рассмотреть их по отдельности.
Изучение новых навыков, способностей и информации требует исполнительной функции, которую нейробиологи используют для описания «способа». Основная особенность исполнительной функции заключается в том, что она требует сознательного внимания, и мы можем полностью заниматься только одной вещью одновременно. Развертывание исполнительной функции для решения одной цели означает, что другие цели вытесняются в ментальный фон. С экономической точки зрения, существует возможность затрат на развертывание пути. Эта стоимость отражается в смысле усилий. Таким образом, изменение поведения может чувствовать себя трудно, потому что это означает направление вашего ограниченного умственного внимания на одну цель и игнорирование других.
Но как быть в тех случаях, когда навыков и знаний нет, и нет желания? Почему так сложно мотивировать себя на то, что ты способен это сделать? В статье Журнала Психологии Консалтинга, я описываю как мотивация переплетается со стоимостью вознаграждения, а ценность вознаграждения, в свою очередь, глубоко зависит от прошлого опыта. Важным следствием этого биологического факта является то, что новое поведение редко мотивируется таким же образом, как существующее, которое ранее было вознаграждено. Зачем пробовать это новое упражнение, например, когда оно может или не может помочь чувствовать себя хорошо, при этом, вы точно знаете, что просмотр Netflix по телевизору будет приятным?
Конечно, люди занимаются новым поведением и по другим причинам. Дело не в том, что новое поведение не может быть полезным; просто они обычно будут аутсайдерами, по сравнению с альтернативами, которые хорошо изучены. Ключ для тренеров и консультантов заключается в том, чтобы помочь клиентам определить способы привлечения к новым задачам, которые делают их полезными.
Один из таких подходов заключается в увеличении вознаграждения за счет личных источников ценности, путем соединения нового поведения с основными ценностями и убеждениями, которые являются центральными для личности клиента. Другой стимул — увеличить вознаграждение с точки зрения социальной ценности, используя социальные нормы и межличностные отношения для повышения важности цели. Оба эти случая имеют преимущество перед материальными формами ценности, такими как деньги, поскольку они могут быть гораздо более устойчивыми и универсальными. Деньги заканчиваются и не имеют одинакового значения для всех людей, но все мы имеем основные ценности и глубоко заботимся о наших социальных связях.
Изменение поведения всегда будет трудным. Никакие советы не изменят этого. Но нейробиология может дать представление о том, как, когда и почему усилия по изменению поведения успешны или терпят неудачу. Это знание может раскрыть новые пути для тренеров и их клиентов, чтобы содействовать созданию и изменению поведения, а также решения трудностей в процессе.