Надо ли тренировать свой мозг

надо ли тренировать свой моз

АННОТАЦИЯ

Представьте, что вы можете стать умнее, просто играя в игры. Разве это не было бы здорово? Вы проводите несколько часов за компьютером каждую неделю, и улучшаете свои навыки по концентрации, скорости обучения и памяти. Если бы ваши учебные оценки могли бы резко повысятся, и вы закончили бы школу без проблем, —  жизнь стала бы идеальной. Но может быть такой выход? Если поискать в интернете данную тематику по игровому обучению, то нетрудно найти игры и приложения, которые утверждают, что они улучшают работу вашего мозга, позволяя вам использовать весь его потенциал. В этой статье мы обсудим научную основу игр для тренировки мозга. Многие люди убеждают, что в теории должна быть возможность сделать себя умнее за счет обучающих игр. Однако доказательства того, что тренировка мозга поможет вам в этом, могут быть неоднозначными. Мы порассуждаем о программах для тренировки мозга следующего поколения и обсудим альтернативы для улучшения ваших мыслительных способностей. Но почему бы, как обычно, просто не прочитать книгу?

Многие дети мечтают стать умнее или изобретательнее. Если вы поищите в интернете, вы найдете игры и программы, утверждающие, что они помогут вам именно в этом — повысить умственные способности. Но действительно ли можно заставить свой мозг работать лучше? И стоят ли эти так называемые игры для тренировки мозга вашего драгоценного времени? Прочитав эту статью, вы примите правильное решение!

ВАШ ГИБКИЙ МОЗГ

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему одни дети преуспевают в спорте, а другие лучше играют на гитаре или выполняют математические вычисления? Можно ли винить свои гены в том, что вы не можете сконцентрироваться, или, у вас возникают мысли что нужно просто стараться больше? В течение многих лет ученые пытались выяснить, какие части наших талантов и способностей определяются нашими генами, а какие — влиянием окружающей среды. Оказывается, на этот вопрос нет простого ответа, ведь гены и окружающая среда всегда взаимодействуют совместно. Хотя есть варианты когда ваши гены могут влиять на недосягаемые пределы вашей работоспособности и способности к обучению, но с другой стороны, ваше окружение и среда определяет, как на самом деле развиваются ваши способности. Таким образом, в том, как развивается ваш мозг, заложена некоторая универсальная гибкость, позволяя вам приспосабливаться к среде, в которой вы растете. Чтобы объяснить эту идею, нам необходимо представить (вымышленных) Джона и Рона (рис. 1). Джон и Рон — однояйцевые близнецы, а это значит, что у них 100% общих генов. Давайте представим, что Джон и Рон по какой-то из причин были разлучены сразу после рождения и стали воспитываться в разных семьях. Джон растет в очень спортивной семье, в то время как Рон растет в семье, которая любит читать и писать. Оказывается, хотя у Джона и Рона одинаковые гены «бегуна» и «писателя», разное семейное окружение влияет на то, как развиваются их способности. В то время как Джон вырастает заядлым бегуном, Рон по мере взросления становится писателем.Рзвитие Джона и Рона

Рисунок 1 – На развитие влияют гены и окружающая среда. (A) Представьте себе двух мальчиков, Джона и Рона. Они однояйцевые близнецы, а это значит, что у них одинаковые гены. Но Джон и Рон растут в разных семьях. Все члены семьи Джона заядлые футболисты и любят бегать по выходным. Члены семьи Рона любят оставаться дома, чтобы читать и писать мемуары и статьи. Во время своего 12-ти летия Джон и Рон встречаются на изображении. (B,C) Хотя они поражены некоторыми сходствами, они также начинают замечать, что у них есть некоторые существенные различия. Джон увлекается спортом, играет в футбол и является лучшим бегуном в своем классе. Рон любит читать и писать и очень гордится хорошими оценками в школе. Таким образом, хотя у Джона и Рона одни и те же гены, их окружение все же определило степень проявления их талантов.

 

А как насчет того, чтобы быть умным или талантливым уже в школе? Исследования показали, что успехи в учебе во многом связаны с так называемыми исполнительными функциями — способностями мозга, которые помогают вам контролировать свои мысли и поведение. Некоторые исследователи также называют исполнительные функции когнитивным (мыслительным) контролем. Исполнительные функции — это набор способностей, которые помогают вам выполнять сложные задачи, такие как планирование школьных занятий, их выполнение и контроль над своими эмоциями и чувствами утраты. Одна из важнейших исполнительных функций называется рабочей памятью. Способность кратковременно удерживать информацию в уме, чтобы с ней можно было работать. Рабочая память позволяет удерживать информацию в уме и выполнять мыслительные операции, например, складывать большие числа в своем уме (рис. 2 — A). Другой важной исполнительной функцией является торможение. Способность сопротивляться отвлекающим факторам и искушениям, для сопротивления силы воли, например искушению съесть всю банку с печеньем (рис. 2 — B). Третья исполнительная функция — когнитивная гибкость. Способность переключаться между разными задачами, которая помогает вам быстро переключать внимание между делами, например переключаться между домашним заданием и каналом на YouTube (рис. 2 — C). Чтобы измерить исполнительные функции, исследователи разработали ряд игр, в которые можно играть на компьютере (рис. 2D–F). Оказывается, дети, которые лучше справляются с этими играми, лучше учатся и в школе. Кроме того, более слабые исполнительные функции часто связаны с нежелательными состояниями, такими как проблемы с психическим здоровьем, ожирение и социальные проблемы [2]. Вы можете подумать, что исполнительные функции встроены словно наушник в ушном отверстии в ваш мозг, но это не совсем так. Как и на любую другую способность, на исполнительные функции влияют ваши гены и окружающая среда.  Эта новость означает, что у вас есть хоть какой-то контроль над развитием этих функций. Детство может быть даже лучшим временем для развития умственных способностей. Это тоже самое, как вырост молодого растение или дерева, которое легче сформировать нежели чем взрослое (рис. 3), поэтому тренировать развивающийся мозг может быть легче, чем взрослый. Наконец, важно отметить, хотя детский мозг более гибок, чем мозг зрелого человека, дети могут быть не столь эффективными и собранными при обработке новой информации. Этот факт может немного ухудшить эффект тренировки.

Эффект тренировкиРисунок 2 — Исполнительные функции и связанные с ними игры для тренировки мозга. (A–C) Повседневная деятельность, требующая исполнительных функций: рабочая память, когда вы складываете в уме большие числа; заторможенность, во время сопротивлению обжорства; и когнитивная гибкость, когда вы переключаете внимание между домашним заданием и каналом на YouTube. Игры даже в домашнем задании часто используются для проверки и тренировки этих исполнительных функций. (D) В этой игре на рабочую память вам нужно запомнить несколько букв и расположить их в алфавитном порядке. (E) В этой игре на торможение вы должны указать направление, в котором плывет средняя рыба. (F) В этой игре на когнитивную гибкость вы переключаетесь между заданием, где вам нужно указать название формы большой фигуры (прямоугольника), и другим заданием, где вам нужно указать форму маленьких (квадратов).

Дерево легче подрезать молодоеРисунок 3 — Обрезать молодое дерево проще, чем взрослое. Исследователи утверждают, что дети обладают большей способностью к обучению и адаптации к условиям окружающей среды, нежели взрослые люди, так как детский мозг все еще находится в стадии развития. Другими словами, точно так же, как подрезать молодое дерево бывает легче, чем взрослое дерево, тогда как тренировать развивающийся мозг может быть легче, чем взрослый.

 

ТРЕНИРОВКА МОЗГА

Интернет полон советов и приемов по улучшению работы мозга, и на эту тему написано множество книг по саморазвитию. Совет включает в себя достаточное количество сна, здоровое питание и физические упражнения. Но есть еще тематика, которая называется тренировка мозга. По словам компаний и разработчиков, которые предлагают такое обучение, вы можете «активировать свой мозг за несколько минут в день», и пользователи сообщают о впечатляющих изменениях, начиная от улучшения их концентрации до улучшения игры в боулинг. Тренировка мозга обычно относится к отработке исполнительных функций мозга. Выполняя сложные умственные задачи, ваш мозг работает очень усердно, отсюда и название «тренировка мозга». Все, что вы делаете, вызывает небольшие изменения в вашем мозге, будь то прогулка с собакой, встреча с друзьями или чтение этой статьи. Таким образом, тренировка мозга — это не совсем правильное название. Более точным названием было бы тренировка исполнительных функций. Но эффективна ли тренировка мозга? Поскольку исполнительные функции тесно связаны с интеллектом, успеваемостью в школе и множеством других результатов в реальной жизни, исследователи предположили, что игры, тренирующие исполнительные функции мозга, также могут привести к улучшению во всех этих областях. Другими словами, поскольку повседневная деятельность, показанная на рисунках 2A–C, требует тех же способностей мозга, что и игры, изображенные на рисунках 2D–F, вы можете улучшить свои повседневные действия после тренировки с играми. Эти действия исследователи называют переносом, — использование навыков, которые вы усвоили в одной ситуации, чтобы улучшить свои показатели в другой ситуации. За последние 20-ть лет было проведено множество научных исследований, чтобы проверить, действительно ли происходит перенос исполнительных функций. Результаты показывают, что программы тренировки мозга часто повышают производительность при выполнении обучаемых задач. Однако, основываясь на современных данных, мы пока не можем сделать вывод, что тренировка мозга улучшает более четкие задачи, такие как выполнение заданий по математике или чтению. Таким образом, хотя вы можете значительно улучшить свои результаты в играх, которые используете для обучения, это не обязательно означает, что вы заметите какие-либо улучшения в своей повседневной жизни. Часто бывает так, что приобретенные вами навыки применимы только к конкретным играм, в которые вы играли. Чтобы иметь более видимую картину, следующее поколение программ для тренировки мозга может включать в себя большее разнообразие действий, интегрированных в реальные жизненные ситуации. Например, занятия по тренировке исполнительных функций могут быть включены в сложные видеоигры или школьные предметы.

 

ВАШ МОЗГ О КНИГАХ

Мы знаем, что то, что вы делаете каждый день, помогает улучшать ваш мозг, и мы также знаем, что мозг можно тренировать. Однако исследователи все еще пытаются найти лучшие способы тренировки мозга. Готовы ли вы тратить свое драгоценное время на программу тренировки мозга, которая может не иметь существенного эффекта? Или вы предпочитаете проводить время, занимаясь чем-то интересным, например, занимаясь спортом или читая книги? Интересно, что исследования показали, что физическая активность полезна не только для тела, но и для мозга. Эффект от регулярной физической активности может быть даже более важным для успеваемости в школе, чем эффект от программы по активизации мозга. Точно так же чтение книг оказывает более общее влияние на ваши мыслительные способности. Исследования показывают, что регулярное чтение помогает вам стать умнее, расширяя словарный запас и расширяя базовые знания. Хорошо что с каждым новым воспоминанием, которое вы создаете, в вашем мозгу выстраиваются новые связи, а существующие связи укрепляются. Чем больше у вас знаний, тем легче становится учиться! Более того, чтение книг может даже тренировать ваши мыслительные способности. Вы когда-нибудь замечали, как весь остальной мир исчезает, когда вы поглощены новой историей? Это возможно, потому что ваш мозг усердно работает. Когда вы читаете книгу, вам нужно следить за разными персонажами, их прошлым, целями и подробностями об их личностях и поведении. Более того, вам часто приходится читать между строк, чтобы понять, о чем книга. Чтобы сделать это, вы используете как свои базовые знания, так и свои исполнительные функции. Без фоновых знаний вы не поймете используемых слов, а без исполнительных функций вы никогда не сможете создать в уме полную историю. Исследования показали, что дети лучше овладевают этими навыками, чем больше читают. Наконец, помимо улучшения вашей памяти и способностей к пониманию, чтение может помочь вам принять точку зрения и сочувствовать различным персонажам, что также является важным навыком в реальной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что ваш развивающийся мозг очень гибок, и вполне возможно сделать себя умнее, доказательства того, что тренировка мозга поможет вам в этом, в лучшем случае неоднозначны. Будущие программы тренировки мозга, вероятно, будут включать несколько видов деятельности, интегрированных в реальные жизненные ситуации. Но не ждите новых программ! Если вы хотите сделать что-то сегодня, чтобы оптимизировать работу своего мозга, оставайтесь активными, ешьте здоровую пищу, высыпайтесь и продолжайте узнавать новое, много читая.

 

Написать комментарий

*

code