Образование и здоровье мозга взаимосвязаны

Доброго времени суток уважаемые читатели блога Прокачай свой мозг. Чтобы не говорили сейчас о качестве образования и его необходимости в той или иной форме, но исследования показывают, что образованные люди имеют более здоровый мозг.

Если обратиться к статистике, то можно обнаружить достаточно интересные факты. Оказывается, что у женщин получивших образование длительность жизни на несколько лет больше и умственные и физические способности они сохраняют после 75 лет лучше, чем менее образованные женщины. А болезнью Альцгеймера чаще болеют менее образованные люди.

Можно было бы предположить, что это происходит потому что ваш социальный статус выше, а следовательно выше и материальный уровень, вы лучше питаетесь, что благотворно отражается на вашем мозге. Но дело не только и не столько в этом, хотя недоедание, безусловно, отражается на функционировании вашего мозга. Относительная целостность и невредимость нашего мозга в преклонные годы, прежде всего, зависит от умственных усилий прилагаемых человеком в течение жизни. И об этом вы должны помнить всегда. Если с детства вы приучили себя развивать и тренировать свой мозг, то вы приучили свой мозг трудиться. В результате этого в структуре вашего мозга появляется множество новых связей, что позволяет вам мыслить быстрее и более гибко.

Ученые Университета Кентуккийского геронтологического центра уже в течение нескольких лет занимаются исследованиями мозга пожилых монахинь. Они перед смертью завещали отдать свой мозг для исследований. Ученые пришли к выводу, что у более образованных монахинь кора мозга больше, а значит, в ней содержится больше ветвей нейроных сетей и более густые и разветвленные связи между ними. Такая структура мозга, по словам исследователей, позволяет успешнее противостоять даже болезни Альцгеймера и менее подвержена различным умственным расстройствам.

В предыдущей статье я упоминал, что клетки мозг мышей выросших в обычной и стимулирующей среде значительно различаются. Нейроны мышей, выросших в стимулирующей среде густо усеяны разветвленными и длинными ветвями дендритов. Клетки же мышей лишенных стимулирующей среды развития имели всего несколько жалких дендритов.

В Университете Лос-Анджелеса директор Института исследований мозга Арнольд Шейбель отмечал, что наш мозг отвечает практически мгновенным ростом дендритов в ответ на любые новые или необычные для него раздражители.

«В стволе мозга имеется участок, называемый сетчатым образованием. Он был создан, чтобы избирательно реагировать на новое и экзотическое. Это был механизм выживания в те времена, когда нам приходилось опасаться хищников. Теперь новые испытания и все те непростые задачи, с которыми мы часто сталкиваемся, активизируют сетчатое образование и стимулируют рост дендритов. Вот почему люди должны быть не только активными, они должны находить для себя новые занятия».

Таким образом, если вы ведете в течение жизни активную умственную деятельность, то склонность к ее спаду у вас произойдет гораздо позже, чем у людей пренебрегающих тренировкой мозга. Многие специалисты сравнивают мозг с мышцами, если его тренировать, он растет и усложняется, а если нет уменьшается и атрофируется. Получается, что образование делает головной мозг более устойчивым к болезням и разрушению.

Помните, что регулярная тренировка мозга увеличивает количество нервных клеток и связей между ними, что в значительной степени замедляет спад умственной деятельности в пожилом возрасте, это вполне естественно, поскольку менее заметны потери нейронов, происходящие в нашем мозге постоянно, и тем позже обнаруживаются различные умственные расстройства, наступающие с возрастом.